Анастасия Комарова
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна.
Тема моего выступления Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
2. Фонематическое восприятие - - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, определять звуковой состав слова.
Публикация «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталона-ми.
3. Игра 1. «Звуки вокруг» Музыка
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
4. Игра 2. «Что звучит?»
Прослушайте вместе с ребенком различные музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, колокольчик и др.). Ребенку необходимо узнать с закрытыми глазами ка-кой инструмент играл. Необходимо усложнять задания, увеличивая количество ин-струментов в последовательности. (модуль в ИРЦ)
5. Игра 3. «Чей голос?»
Оборудование: кубики со звуками голосов домашних животных.
Дети закрывают глаза. Взрослый соединяет изображения, звучат звуки животных. Дети должны сказать, кто так подает голос?
6. Игра 4. «Веселые задания»
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он дол-жен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка,
паман, айбом, митанин, къетка,
банан, аньбом, фитамин, клетта,
банам, авьбом, виталим, тлетка.
7. Игра 5. «Поймай звук»
Логопед предлагает ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по ко-ленкам, поднимать руку вверх, поднимать вверх карточку и т. д., когда он услышит заданный звук в ряде звуков.
8. Игра 6. «Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог. Лучше, если все чисто-говорки связаны с определенной лексической темой или предназначены для автома-тизации и дифференциации нужных звуков. Например, чистоговорки по теме осень:
Та-та-та- – осень это красота.
Де-де-де – лужи с дождиком везде.
Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.
9. Игра 7. «Доскажи словечко»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
В шкурке, желтый, кислый он,
Называется (лимон)
Рыжий, круглый!
Очень вкусный,
Съешь его –
Не будешь грустным!
Побегу я в магазин
И куплю там (апельсин)
10. Звуковой анализ – это определение звуков в слове по порядку и их характери-стика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый).
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
11. Игра 1. «Назови первый звук»
Взрослый произносит слово на лепестке с интонационным выделением первого, а тот называет первый звук в слове и соединяет в цветок (Аня, азбука, арбуз, Ира, Оля, осень, утка, улица)
12. Игра 2. «Подскажи звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением последнего звука и ки-дает мяч ребенку, а тот называет последний звук в слове и перебрасывает мяч взрослому.
13. Игра 3. «Собери картинку»
Ребенку предлагается собрать картинку с односложным словом из трех звуков, сде-лать звуковой анализ слова.
14. Игра 4. «Собери словечко»
Ребенку предлагается картинка и набор букв, необходимо составить слово. Далее произвести его анализ.
15. Игра 5. «Ребусы»
Взрослый предлагает ребенку отгадать «заколдованные картинки».
Структура слов усложняется по мере освоения ребенком навыка звукового анализа.
16-17. Безусловно, для достижения положительного результата необходимо созда-ние единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью рабо-тает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель, каждый из ко-торых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос. Для родите-лей в нашем саду периодически проводятся открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации практического характера, а также изготовление информа-ционных буклетов по заданной теме.
18.Таким образом, развитие фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает правильное звукопроизношение речи;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в пери-од школьного обучения.
19. Литература
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы. – Из-во: Гном, 2007. – 37 с.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС. – Из-во:Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
20. Спасибо за внимание!