Наталья Гордиенко
Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет за собой нарушения чтения и письма.
Эти игры можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, они разнообразят занятия и помогают добиваться цели, используя различный наглядный материал (направленность одна и та же, но различный материал и ситуации позволяют поддерживать интерес детей к данному виду деятельности):
Публикация «Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задания
Хлопнуть в ладоши или поднять фишку если услышишь слово с определенным звуком.
Поднять красную фишку, если услышишь слово с гласным звуком в начале, синюю – с согласным.
У детей на столе полоски, разделенные на три части и фишка. Взрослый называет слово, дети определяют позицию звука и кладут фишку в соответствующую клетку.
Игры
«Выбираем подарки», «Магазин» - дети подбирают картинки или игрушки для героев, чтобы в названии был заданный звук.
Брось мяч
Учить выделять первый и последний звуки в слове.
Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок убирает первый или последний звук и возвращает мяч.
Лужи-ужи, косы-осы, крот-рот, бочки-очки, клещи-лещи, сурок-урок.
Раскрась (обведи) картинку
Формировать умение определять наличие и позицию звука в слове.
Детям раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Нужно раскрасить или заштриховать только те картинки, в названии которых есть заданный звук, или звук, находящийся в определенной позиции.
Соберем цепочку, Домино
Развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Взрослый или ребенок выкладывает на стол картинку. Следующий игрок определяет последний звук в названии и выкладывает картинку, название которой начинается на этот звук.
Где спрятался звук?
Развивать умение определять позицию звука в слове.
Дети расселяют картинки в домик. В первое окно – звук в начале слова, во второе – в середине, в третье – в конце.
Мы на саночках катались, наши санки потерялись
Формировать умение определять количество звуков в слове.
На доске прикреплены картонные санки с прорезями для картинок, на санках написаны цифры «3», «4», «5». На столе разложены предметные картинки.
Взрослый говорит, что картинки находились в санках. Сколько звуков в названии картинки, в тех санках она и была. Но санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки выпали и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки.
Помоги проводнику
Формировать умение определять количество звуков в слове.
Дети должны помочь проводнику рассадить пассажиров в поезд. В первом вагоне едут те звери, в названии которых три звука, во втором – четыре, в третьем – пять.
Расставь фишки
Формировать умение определять количество звуков в слове, их последовательность.
Каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки – картинка, и набор цветных квадратиков-фишек.
Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужную фишку (синюю, красную или зеленую) выигрывает тот, кто первым справится с заданием.