Елена Давыдова
Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Упражнения по развитию фонематического слуха
и навыков звукового анализа
у детей 4-7 лет.
Публикация «Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Формирование фонематического восприятия – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе и слоговой структуры слова. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление - звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов : сочетаний звуков, слогов, слов. Без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с речевыми нарушениями не овладевают грамотным чтением и письмом.
Упражнение 1
Перед ребенком выставляется 4-5 предметов ( например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Упражнение 2
В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
Упражнение 3
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – поток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бык – бак – бок будка – дудка – утка
Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка
Ком – дом – гном клетка – плетка – пленка
тыква – буква – будка
Упражнение 4
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава – канава – какао – канава
Ком – ком – кот – ком
Утенок – утенок – утенок – котенок
Будка – буква – будка – будка
Винт – винт – бинт – винт
Минута – монета - минута – минута
Буфет – букет – буфет – буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка – будка
Упражнение 5
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)
Шёл по лесу шустрый мишка,
На него свалилась (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь (двери)
Тише, Танечка не плачь,
Не утонет в речке (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети (книжки)
Не полезет Влад на ель,
У него в руках (портфель)
«Я трудиться не привык!» -
Отвечает (грузовик)
Мы собирали васильки,
На головах у нас (венки)
Пёс козе принёс букет,
Сытный будет ей (обед)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи (туч)
То назад, то вперёд
Может плыть (пароход)
Не дрожи, Серёжка,
Это ж наша (кошка)
Упражнение 6
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
Та – то – ту ну – ны – на бо – ба – бы
Ты – та – то но – на – ну бу – бо – ба
Му – мы – ма да – ды – до па – пу – по
Мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко – кА
Ва – ву – во
Упражнение 7
Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).
Аист, улитка, иголка, очередь, овощи, утка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.
Упражнение 8
Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
Используемая литература:
1. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Т. А. Ткаченко. – Санкт -Петербург, 2009.