Краснова Ульяна
Игры и упражнения для формирования навыков адаптации к образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ (СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ)
Оглавление
Введение
Глава I. Игры и упражнения на формирования навыков адаптации к образовательному учреждению
Упражнение 1. «Волны»
Упражнение 2. «Котенок»
Упражнение 3. «Потерялся ребенок»
Публикация «Игры и упражнения для формирования навыков адаптации к образовательному учреждению» размещена в разделах
Упражнение 4. «Елочка»
Упражнение 5. «Попроси игрушку»
Упражнение 6. «Все вместе»
Игра 7. «Слон у папы на спине»
Игра 8. «Печем пирог»
Игра 9. «Бутылочка»
Игра 10. «Буря»
Игра 11. «Магазин зеркал»
Игра 12. «Море волнуется.»
Игра 13. «Прорви круг»
Игра 14. «Мозаичные песни»
Игра 15. «Спина к спине»
Игра 16. «Пошли письмо»
Глава II. Игры и упражнения на формирование навыки
общения со сверстниками
Упражнение 1. «Рисуем всей группой»
Упражнение 2. «Головомяч»
Упражнение 3. «Аэробус»
Упражнение 4. «Ива на ветру»
Игра 5. «Снежинки»
Игра 6. «Путаница»
Игра 7. «Ладонь на ладонь»
Игра 8. «Меняемся пуговицами»
Игра 9. Прогулка с завязанными глазами
Игра 10. «Надежное падение»
Игра 11. «Слушаем сердце»
Игра 12. «Кораблик»
Игра 13. «Попроси игрушку»
Игра 14. «Прогулка с компасом»
Игра 15. «Дракон»
Глава III. Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами
Игра 1. «Волшебный стул»
Игра 2. «Портрет»
Игра 3. «Крепость»
Игра 4. «Рвакля»
Игра 5. «Зоопарк»
Игра 6. «Медвежата»
Игра 7. «Волшебные превращения»
Игра - обсуждение 8. «Когда опасен гнев»
Игра - обсуждение 9. «Кто всех глупее?»
Игра - обсуждение 10. «Можно ли справиться со злом?»
Игра - обсуждение 11. «Не смей!»
Упражнение 12. «Сердитая старуха»
Глава IV. Игры и упражнения на формирование навыков альтернативы агрессии
Игра 1. «Обзывалки»
Игра 2. «Два барана»
Игра 3. «Доброе животное»
Игра 4. «Тух-тиби-дух»
Игра 5. «Жужо»
Игра 6. «Маленькое привидение»
Игра 7. «Танцующие руки»
Игра 8. «Слепой танец»
Игра 9. «Камушек в ботинке»
Упражнение 10. «Глаза в глаза»
Упражнение 11. «Рубка дров»
Глава V. Игры и упражнения на формирование навыков преодоления стресса
Игра 1. «Мышь и мышеловка»
Игра 2. «Кораблик»
Игра 3. «Соломинка на ветру»
Игра 4. «Шалтай-Балтай»
Игра 5. «Волшебный стул»
Игра 6. «В гостях у морского царя»
Игра 7. «Дед Король»
Упражнение 11. «Насос и мяч»
Упражнение 12. «Я люблю тебя за то.»
Упражнение 13. «Утята»
Упражнение 14. Способы снятия нервно-психического напряжения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 1
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу наши педагоги в ДОУ испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Социальное развитие детей дошкольного возраста — это процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе.
Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:
- уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
- уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
- уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
- уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
- уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
- уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
- уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).
В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.
Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности:
Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.
Практическое значение работы определяется возможностью применения в профессиональной деятельности воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования данного сборника игр и упражнений.
В процессе работы над данной проблемой использовались следующие формы : изучение нормативных документов, справочных материалов, психолого-педагогической литературы, отбор, обработка и систематизация игр и упражнений. В процессе отбора игр и упражнений была использована следующая литература: Т. А. Данилина и др. «В мире детских эмоций»; Л. В. Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду»; Я. Л Коломинского, и др., «Психология социальной одаренности» : С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»; В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»; H.JI. Кряжева, «Мир детских эмоций»; Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?». Игры и упражнения адаптированы авторами.
Некоторые замечания по использованию данных игр и упражнений. В процессе выполнение большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Однако если игра совсем незнакома детям и требует от них весьма высокого умственного напряжения, то ее следует проводить только утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.
Главный методический принцип в использовании игр и упражнений - их много-кратное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают все новое для них. Систематически участвуя в той или иной игре, малыши начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Очень важно правильно выбрать игру и хорошо ее провести. Воспитатель заранее должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Необходимо представить себе ход игры : как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. При этом следует помнить, что во время игры все ее участники, и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
Особенности качественных характеристик освоения социальных компетенций позволит получить результат анализа диагностических заданий. В работе представлены диагностические задания для выявления уровней сформированности социально-коммуникативных компетенций для детей 5-7 лет (приложение 2).
Работа состоит из ведения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Игры и упражнения на формирования навыков адаптации к
образовательному учреждению
Упражнение 1. «Волны» (с 4 лет)
(дети сидят в кругу)
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится впо одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [11].
Упражнение 2. «Котенок» (дети сидят в кругу) (с 4 лет)
Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.
Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, по-кажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [11].
Упражнение 3. «Потерялся ребенок» (с 4 лет)
Цели: развивает слуховое внимание, способствует рас познаванию по голосу.
Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [11].
Упражнение 4. «Елочка» (с 5 лет)
(Дети стоят в кругу, один ребенок стоит в центре с шишкой в руке — он изображает елочку.)
Цели: вызывает положительные эмоции, способствует осознанию абстрактных понятий, развитию воображения. Дает ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания других.
Материал: шишка, серпантин, фонарики, мармеладные фигурки на ниточках.
Инструкция. «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух». Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь. Придуманные игрушки могут быть как предметными, так и абстрактными, например, можно повесить на елочку улыбку, дружбу, ласковое слово и т. д. Можно украсить «елочку» реальными предметами: серпантином, фонариками, мармеладными фигурками на ниточках. В конце игры каждый без помощи рук съедает одну мармеладную фигурку. Ребенку в роли елочки мармеладка торжественно вручается. Игра заканчивается хороводом вокруг елочки. Игра может повторяться в другие дни с разными елочками [15].
Упражнение 5. «Попроси игрушку» (с 5 лет)
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Ход: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия [15].
Упражнение 6. «Все вместе» (с 6 лет)
Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Материал: мелки для рисования или листы газет.
Инструкция. Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.
Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [17].
Игра 7. «Слон у папы на спине» (с 3 лет)
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.
Ход игры : все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [17].
После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.
Игра 8. «Печем пирог» (с 4 лет)
Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.
Материал: одеяло или плед.
Ход игры : кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет [17].
Игра 9. «Бутылочка» (с 4 лет)
Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Материал: бутылка.
Ход игры : лет садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое [17].
Игра 10. «Буря» (с 5 лет)
Цель: развивает чувство группового единства.
Ход игры : ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [17].
Игра 11. «Магазин зеркал» (с 5 лет)
Цели: снимает напряжение, развивает наблюдательность, умение «присоединиться» к другому человеку. Дает возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры : воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям [8].
Игра 12. «Море волнуется.» (с 5 лет)
Цель: развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность.
Ход игры : водящий произносит считалку:
Море волнуется — раз!
Море волнуется— два!
Море волнуется — три!
Морская фигура на месте — замри!
Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это [17].