Юлия Цыбирганова
Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Оказание практической помощи воспитателям по формированию навыков проведения звукового анализа слов и созданию условий для реализации программных задач.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений у воспитателей о методах и приемах обучения детей звуковому анализу слова.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
2. Показать воспитателям практические приёмы по использованию игр и упражнений, направленных на развитие навыка звукового анализа слов.
3. Рекомендовать методические пособия и игры для использования в НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Участники мастер-класса :
воспитатели ДОУ
Планируемые результаты:
участники мастер-класса
- получат знания об основных этапах и правилах проведения звукового анализа;
- смогут использовать приобретенные знания и приемы в занятиях, что будет способствовать совершенствованию речевых навыков.
- у участников повысится заинтересованность воспитателей в реализации процесса обучения детей грамоте.
- возрастёт творческий потенциал при разработке игр и пособий по заданной теме.
Ход проведения мастер-класса
1 Введение. Актуальность темы. Программные задачи.
. Теоретическая часть:
- понятие о звуковом анализе слова (ЗАС);
- основные этапы и правила выполнения звукового анализа.
3. Практическая часть:
- проведение игр и выполнений упражнений на развитие звукового анализа.
4. Представление картотеки игр по формированию навыков ЗАС.
В качестве эпиграфа к теоретической части своего выступления хочу привести слова Даниила Борисовича Эльконина –психолога, который также занимался проблемами речевого развития детей.
…От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии.
Актуальностью проведения нашего мастер-класса явилось необходимость формирования навыков звукового анализа и синтеза обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Программными задачами по развитию звуковой культуры речи (в образовательной области «речевое развитие» в средней группе являются: развитие фонематического слуха, развивать умение различать на слух и называть слова,начинающиеся на определённый звук; в старшей группе- продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);в подготовительной группе -совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Хочу напомнить вам фонетические правила :
Когда мы говорим, мы произносим разные слова.
Слова звучат, потому что состоят из звуков.
Звуки в слове идут по порядку.
Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. (А, О, У, Ы, Э, И)
Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ ВСЕГДА МЯГКИЕ ЗВУКИ
Ж, Ш, Ц Й, Ч, Щ
6 слайд: Звуковой анализ (ЗАС) – это:
- Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый –мягкий,глухой -звонкий)
Основные этапы овладения
звуковым анализом и содержание работы
Подготовительный этап - обучение простым формам звукового анализа.
Цель этапа – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову.
Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями «слово», «звук». Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Согласные различаются по твёрдости –мягкости,глухости- звонкости.
-Используются специальные символы для ЗАС.
Практическая часть мастер-класса
Игры для подготовительного этапа:
«Прятки со звуками», «Назови последний звук»
Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Сегодня мы будем искать в словах звук змейки(«Ш»). Послушайте, как я буду искать звук змейки в слове «ШАПКА». ( показ: веду указкой по схеме и произношу слово). Где спрятался звук в слове? (в начале). Как я произнесла слово? (Медленно произнося слово, вела указкой по схеме и выделила голосом звук «Ш»). Какой в этом слове звук «Ш»? Каким кружочком обозначим звук?»
Основной этап – обучение сложным формам звукового анализа :
1. формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки).
2. формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.
(слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков)
3. формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
Проведём звуковой анализ слова «МАК» :
План анализа слова :
Произнеси слово и послушай его.
Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Обозначь выделенный звук условным знаком (квадратиком)
Выдели (протяни) второй (третий)звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, и т. д.
«Прочитай» слово целиком по квадратикам и
проверь себя:
-сколько всего звуков в слове?
-сколько гласных?
-сколько согласных?
- «дай характеристику каждому звуку»
Далее представлены игры по ЗАС. методические пособия по теме и также представляю выставку,а также выставку литературы конкретно для воспитателей (год издания очень ранний, но это основа.
А сейчас предлагаю практическую часть нашего мастер- класса.
Предлагаю игру «Назови слово по первым звукам»(раздать карточки).
Предлагаю игры «Определи позицию звука в слове», «Раскрась схему».
(раздача листочков с заданиями + цветные карандаши).
Итог:
1. Анализ работ (воспитатели с готовыми работами).
2. Презентация выставки игр и пособий по ЗАС.