Качотян Светлана Николаевна
Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Узнавание неречевых звуков.
1. Где позвонили?
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернутся лицом к тому месту, откуда слышится звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз.
2. Отгадай, что звучит.
Публикация «Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому.
3. Шумящие мешочки.
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
4. Волшебная палочка.
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
5. Похлопаем.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например- два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
1. Громко- тихо.
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо - касаются пальцами рук щек.
2. Три медведя.
Дети отгадывают, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант- ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3. Узнай свой голос.
Запишите на диск голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
1. Слушай и выбирай.
Перед детьми картинки со схожими по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
2. Верно- неверно.
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей- хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.
Различение слогов
1. Похлопаем.
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант- предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
2. Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой слог.
3. Повтори слоговые ряды.
Например, са-са-са, са-ша-са и др.
Различение звуков.
1. Кто это?
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит - зззз, ветер дует-сссс, жук жужжит- жжжж, тигр рычит- рррр.
Взрослый произносит звук,а дети отгадывают, кто (что) его издает.
2. Похлопаем.
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
3. Раздели картинки.
Себе возьми картинки, в названии которых есть звук [p], а мне отдай со звуком [л] -рука, ложка, радуга, лавка, булавка.
Освоение навыков анализа и синтеза.
1. Сколько звуков.
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называют их количество.
2. Похлопаем.
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант- хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
3. Отгадай слово.
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком- нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы. о и т. д.)