Виктория Кулешова
Игры для развития слухового внимания
▼ Скачать + Заказать документы
В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ).
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее
нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Публикация «Игры для развития слухового внимания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Важной характеристикой слуха является СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.
Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно
отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.
Различение любых физических звуков.
"Кто что услышит?"
Цель: развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.
Описание игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Различение громкого и тихого голоса, быстрого и медленного темпа речи (обязательно в сравнении).
"Тихо – громко!"
Цель: развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.
Оборудование: бубен/барабан или подобное.
Описание игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – топает.
Выделение голосом нужных слов, словосочетаний из фраз.
Цель: формировать умение пользоваться голосовым ударением. Учить выдерживать паузы.
Описание игры. Взрослый произносит фразу, выделяя интонацией определенное слово, ребенок повторяет. Например: «Маленькая собачка спит, а большая гуляет» «Маленькая собачка спит, а большая собачка гуляет».
Сосредоточение на определенном слове.
«Запретный номер»
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Описание игры. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, играющие по очереди называют цифры, когда скажет: «Один», другой продолжает счет и так до пяти. Как только доходит до цифры 5, играющий молча хлопает в ладоши пять раз.
«Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.
Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб)
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы)
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку)
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).