Корчака Анна
Игры для детей с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6
случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявлениями синдрома аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального
Публикация «Игры для детей с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности
контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие
отношений со сверстниками;
– стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление
малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми:
раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же
предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами,
одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;
– особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. одной трети, а по некоторым
данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором
сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они все равно
не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к
родителям, даже когда она необходима. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз, длительное
отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои
нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т. д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим
словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не
отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте
более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание
необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи;
– раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года, что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению
специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.
Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного
ребенка занимались многие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения.
Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски
продолжаются.
Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Игровое упражнение " Подражание стуку" (имитация)
Цель: подражание при использовании различных предметов действиям взрослого как условие социального опыта.
Содержание: педагог сидит напротив ребенка, держа в руках два молоточка. Один молоточек дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая предметом на уровне его глаз туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. Если ребенок игнорирует выполнение задания, используем метод «Рука в руке». Поощряем самостоятельное выполнение задания заранее предусмотренным стимулом.
Игровое упражнение " Найди игрушку». (Визуальное восприятие).
Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание
представления о предмете в течение короткого периода.
Содержание: взрослый показывает ребенку игрушку и дает с ней немного поиграть. Затем забирает ее, кладет перед ребенком и быстро накрывает салфеткой. Ребенку предлагается найти игрушку, эмоционально, интонационно выразительно произнося фразу «Где игрушка? Найди!»
Игровое упражнение " Струночка» (Релаксация)
Упражнение выполняется лежа на спине. Дефектолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, затем другую. При выполнении упражнения целесообразно включать тихую, спокойную классическую музыку.
Игровое упражнение "Ладушки, ладушки" (Тактильный контакт, имитация)
Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.
Содержание: посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Ребенка с РАС заинтересует выполнение этого упражнения перед зеркалом. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам.
Игровое упражнение "Делай как я" (Имитация)
Цель: подражание простым движениям взрослого без поддержки.
Содержание: возможно выполнение упражнения перед зеркалом. Ребенку
показываются движения рук "вверх", "в сторону", "вниз". Наклоны туловища «Вперед» «Назад» При помощи взрослого и указании «Делай как я» эти движения повторяются. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно.
Игровое упражнение: " Лови – бросай – кати "
Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности
психических процессов, контроля за собственными действиями.
Содержание: заинтересовать ребенка, бросая мяч вверх или об пол. Предложить мяч ребенку. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его бросить вам мяч, четко произнося слова «Лови! Бросай». Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу произнося слово «Кати»). Если у ребенка не сформирован навык, стать позади ребенка, взять его руками мяч и бросить. На начальных этапах возможно проведение игры совместно с мамой или хорошо знакомым взрослым.
Игровое упражнение: "Вкусный сок"
Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие
произвольности, контроля за собственными действиями.
Содержание: Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2. Встать за
ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания. Эмоциональное проговаривания фраз. «Я пью», «Вкусный сок».
Игровое упражнение: "Звезда". (Имитация)
Исходная позиция - лежа на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Обязательное использование классической музыки во время выполнения упражнения.
Игровое упражнение: " Что упало?"
Цель: формирование учения понимать и выполнять простую инструкцию.
Развитие контроля и произвольности.
Содержание: дефектолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку. Эмоциональное проговаривание фраз «Зайка упал, дай!» «Машина упала, дай!» и т. д.
Игровое упражнение: "Колечко"
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Содержание: поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.
Игровое упражнение: "Солнышко" (Релаксация)
Содержание: ребенок лежит на полу. Дефектолог легкими движениями рук
поглаживает руки и ноги ребенка.
Игровое упражнение: "Пирамида из колец"
Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета.
Содержание: педагог ставит на стол стержень от пирамиды. Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать то же самое. При отсутствии навыка либо интереса, задание выполняется методом «Рука в руке»
Игровое упражнение «Что в песке?»
Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности.
Содержание: мелкие игрушки, пуговицы, шишки в ящике с песком. Предложить ребенку поискать в песке игрушку. Найденный предмет положить в корзинку, проговаривая фразы: «Вот шишка; это машинка; я нашел (ла) мишку и т. д.»