Веприк
Игрушки учат говорить. Развитие связной речи дошкольников
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Игрушки учат говорить, Развитие связной речи дошкольников» размещена в разделах
В раннем детстве задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми предметами.
Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых, а так же для развития связной речи. Игровые средства: игрушки, картинки, пособия.
В настоящее время имеется большое количество детей, у которых речь недостаточно развита. А одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Нужно искать самые эффективные методы ее развития. Как известно игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи.
Не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно-действенное мышление. Формируя у них лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только для них прочитать, рассказать, необходимо показать.
При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу: он должен вызывать конкретные образы, будить мысль и должен быть оформлен эстетически.
Приведем к примеру игры и пособия, которые можно сделать своими руками.
1. Теневой театр.
Театр теней помогает детям в увлекательной форме познакомится с театральной деятельностью, развить речь, проявить фантазию, побудить детей к активному взаимодействию, общению и т. д. Театральные постановки можно проводить с детьми всех возрастов как в группе, так и в индивидуальной форме.
Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран располагается так, чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры должна двигаться (рука, нога, голова, она вырезается отдельной и прикрепленной проволокой. К движущейся части привязывается толстая нитка, с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.
2. Картонажный театр.
Картонажный театр - способствуют развитию речевых навыков, внимания памяти. В картонажном театре используются плоские и объемный фигурки-куклы. Рекомендуем универсальную конструкцию, которая будет пригодна для всех видов фигурок. При такой конструкции декорации располагаются на картонном круге. Круг вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать их движущимися.
Дидактическая оборудованная кукла - универсальный инструмент педагога, обладающий уникальными дидактическими свойствами и широким спектром возможностей для использования в работе с детьми раннего возраста. Е. И. Тихеева разработала серию дидактических приемов и методов, направленных на развитие речи детей, основанных на игровых действиях с дидактически оборудованной куклой. Данная кукла, по мнению педагогов, должна быть приспособлена для обучения детей, иметь набор аксессуаров (одежда, головной убор, обувь, мебель, посуда, постель, орудие труда, которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игры "Кому что нужно для работы", для решения задач активизации в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер).
3. Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развития ловкости. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг. Этот факт должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи детей.
В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений.
Пальчиковый театр – это игра с набором маленьких фигурок, которые надеваются на пальчик ребенка. Миниатюрные персонажи оживают на руке, приобретая характерные для роли особенности и голос. Как правило, фигурки соответствуют героям детских сказок, но есть и просто куклы, выполняющие разные роли или функции, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.
4. Театр масок.
Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.
Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса животных. Также маски используются на занятиях по развитию речи, как способ адаптации малышей в группе, как сюрпризные моменты на различных занятиях, а также для заучивания стихов.
5. Настольный театр.
В настольном театре можно использовать любые резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки
В заключении хотелось бы сказать, что игрушка - не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют как самостоятельную ценность, так и определенное воспитательное значение.
В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.
Занятия с игрушкой, безусловно, влияют на развитие связной речи, развитие личности, коммуникабельность и успешную учебу в будущем.