Марина Санникова
«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.
Организационная информация
Тема урока «Признаки осени»
Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Контингент слушателей Старшая группа (4-5 лет)
Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна
Учитель-логопед
Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539
Методическая информация
Публикация «„Признаки осени“, Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тип урока (занятия)
Форма
Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие.
Цели урока (занятия)
Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень», «Признаки осени».
Задачи урока (занятия)
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;
-развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
-развитие координации речи с движением, самомассаж.
Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.
Картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков осени, предметные картинки: «Осень» стилизованная фея под осень; солнышко с разными эмоциями: грустное, веселое, удивлённое, сердитое; звуковые символы (С, (Ш); жетоны для оценивания ответов.
Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс https://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.
Актуальность.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.
Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».
Таким образом, цель коррекционной работы: организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий, с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Итоговая логопедическая диагностика выявила высокие показатели состояния связной. В своей работе достигла положительной динамики коррекции устной речи у детей с ТНР, в среднем результативность качества коррекционно-развивающей работы составила 90%. Достаточно высокие показатели свидетельствуют о правильности выбранных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми ТНР. Таким образом, результаты проведенной работы позволяют оценить значимость использования интерактивной доски с целью развития связной речи у дошкольников с ТНР.
Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя: мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса). Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия); накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие. Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
Конспект логопедического занятия.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, разучивание упражнения «Осень».
I.Организационное начало
Деятельность педагога:
- О каком времени года будет стихотворение?
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
(А. Плещеев)
Деятельность детей :
Взмахи руками над головой. Изображают рупор.
Взмахи руками перед собой. Топают ногами на месте.
Изображают улетающих
птичек.
1.2 Дыхательная гимнастика (можно выполнять под музыку)
Деятельность педагога:
Мы листики осенние
На дереве сидим
Дунул лёгкий (сильный) ветерок
И листик полетел.
- Какой листик был у тебя?
- Как о них можно сказать одним словом?
Деятельность детей :
Выполнение плавных движений руками.
Вдох через нос выдох сильный (слабый) через рот.
- Желтый, красный…
Разноцветные.
1.3 Самомассаж
Деятельность педагога:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай - не жалей,
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Деятельность детей :
Похлопывающие движения пальцев по лицу,
Разглаживающие движения по лбу.
1.4 Развитие мимических мышц
Деятельность педагога:
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко (ш-ш-ш - подули теплом)
Но вдруг набежала тучка (с-с-с – подули холодом)
Но ветер унёс тучки и вы снова…
- Ах, осень. (Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями: грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)
Деятельность детей :
Улыбнулись, обрадовались
Нахмурились, огорчились
Улыбнулись
Дети произносят фразу по одному.
1.5 Развитие мелкой моторики
Деятельность педагога:
Ветер северный подул:
«С-с-с», все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук назад-вперед)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
II. Основная часть.
Деятельность педагога:
Осень в гости к нам пришла непогоду принесла.
(логопед выставляет персонаж Осени)
1. Какая Осень?
С дождями, с ветром, с холодом, с теплом, с урожаем…
Что с собою принесла? (корзинка с загадками осени+ иллюстрации) :
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает…
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет и поёт,
Убаюкивает? (Дождик)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)
Деятельность детей :
Дождливая
Ветреная
Холодная
Тёплая
Урожайная …
2. Игра «Наоборот» грустное солнышко- отрицательное качество, весёлое солнышко-положительное качество (картинки-символы) :
небо летом светлое, а осенью тёмное
днём тепло, а ночью …
облака белые, а тучи…
солнечно- дождливо
летом дни длинные, а осенью… и т. д.
III. Работа с презентацией
Составление связного рассказа по мнемотаблице «Признаки осени» по первым словам в предложении:
Наступила…
Солнце …
Дни стали…
Дует …
Стало …
Моросит…
На деревьях …
На землю …
На юг …
Дикие животные …
Люди одеваются…
Люди собирают …
Мнемотаблица для составления связного рассказа «Признаки осени»
См. Презентацию
IV. Итог занятия
-О каком времени года говорили?
-Кому нравится осень? Чем?
-Что понравилось на занятии?
Осень прощается с вами и благодарит за работу…
-А как вы сами оцените свою работу на занятии?
V. Оценка и самооценка
Оценка работы детей на занятии.
(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).