МААМ-картинки

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР

Марина Санникова
«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.

Организационная информация

Тема урока «Признаки осени»

Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Контингент слушателей Старшая группа (4-5 лет)

Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна

Учитель-логопед

Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539

Методическая информация

Публикация «„Признаки осени“, Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР» размещена в разделах

Тип урока (занятия)

Форма

Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие.

Цели урока (занятия)

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень», «Признаки осени».

Задачи урока (занятия)

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

-развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие задачи:

-совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

-развитие координации речи с движением, самомассаж.

Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.

Картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков осени, предметные картинки: «Осень» стилизованная фея под осень; солнышко с разными эмоциями: грустное, веселое, удивлённое, сердитое; звуковые символы (С, (Ш); жетоны для оценивания ответов.

Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс https://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.

Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы: «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».

Таким образом, цель коррекционной работы: организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий, с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Итоговая логопедическая диагностика выявила высокие показатели состояния связной. В своей работе достигла положительной динамики коррекции устной речи у детей с ТНР, в среднем результативность качества коррекционно-развивающей работы составила 90%. Достаточно высокие показатели свидетельствуют о правильности выбранных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми ТНР. Таким образом, результаты проведенной работы позволяют оценить значимость использования интерактивной доски с целью развития связной речи у дошкольников с ТНР.

Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя: мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса). Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия); накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие. Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

Конспект логопедического занятия.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, разучивание упражнения «Осень».

I.Организационное начало

Деятельность педагога:

- О каком времени года будет стихотворение?

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

(А. Плещеев)

Деятельность детей :

Взмахи руками над головой. Изображают рупор.

Взмахи руками перед собой. Топают ногами на месте.

Изображают улетающих

птичек.

1.2 Дыхательная гимнастика (можно выполнять под музыку)

Деятельность педагога:

Мы листики осенние

На дереве сидим

Дунул лёгкий (сильный) ветерок

И листик полетел.

- Какой листик был у тебя?

- Как о них можно сказать одним словом?

Деятельность детей :

Выполнение плавных движений руками.

Вдох через нос выдох сильный (слабый) через рот.

- Желтый, красный…

Разноцветные.

1.3 Самомассаж

Деятельность педагога:

Дождик, дождик веселей.

Капай, капай - не жалей,

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Деятельность детей :

Похлопывающие движения пальцев по лицу,

Разглаживающие движения по лбу.

1.4 Развитие мимических мышц

Деятельность педагога:

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко (ш-ш-ш - подули теплом)

Но вдруг набежала тучка (с-с-с – подули холодом)

Но ветер унёс тучки и вы снова…

- Ах, осень. (Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями: грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)

Деятельность детей :

Улыбнулись, обрадовались

Нахмурились, огорчились

Улыбнулись

Дети произносят фразу по одному.

1.5 Развитие мелкой моторики

Деятельность педагога:

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук назад-вперед)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

II. Основная часть.

Деятельность педагога:

Осень в гости к нам пришла непогоду принесла.

(логопед выставляет персонаж Осени)

1. Какая Осень?

С дождями, с ветром, с холодом, с теплом, с урожаем…

Что с собою принесла? (корзинка с загадками осени+ иллюстрации) :

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает…

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет и поёт,

Убаюкивает? (Дождик)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья)

Деятельность детей :

Дождливая

Ветреная

Холодная

Тёплая

Урожайная …

2. Игра «Наоборот» грустное солнышко- отрицательное качество, весёлое солнышко-положительное качество (картинки-символы) :

небо летом светлое, а осенью тёмное

днём тепло, а ночью …

облака белые, а тучи…

солнечно- дождливо

летом дни длинные, а осенью… и т. д.

III. Работа с презентацией

Составление связного рассказа по мнемотаблице «Признаки осени» по первым словам в предложении:

Наступила…

Солнце …

Дни стали…

Дует …

Стало …

Моросит…

На деревьях …

На землю …

На юг …

Дикие животные …

Люди одеваются…

Люди собирают …

Мнемотаблица для составления связного рассказа «Признаки осени»

См. Презентацию

IV. Итог занятия

-О каком времени года говорили?

-Кому нравится осень? Чем?

-Что понравилось на занятии?

Осень прощается с вами и благодарит за работу…

-А как вы сами оцените свою работу на занятии?

V. Оценка и самооценка

Оценка работы детей на занятии.

(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи Тема: Пересказ сказки: «Как коза избушку построила»(обработка М. А. Булатова) Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу текста.

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга». Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них часто наблюдается расхождение объёма активного.

Конспект интегрированной НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе: «Путешествие в зимний лес»Конспект интегрированной НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе: «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, музыка, художественное творчество. Программное содержание: упражнять.

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы» Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в ста Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Составили: учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П. Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных».

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Цель: закрепить умение детей правильно употреблять изученные предлоги в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы» Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Весна.

Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили» Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи. Задачи: 1. Активизировать словарь детей по лексической теме.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя у детей с ОНР 5–7 лет «Женский день — 8 Марта. Весна» Лексическая тема: Женский день – 8 Марта. Грамматический строй речи1. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР
Опубликовано: 20 августа 2015 в 14:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Санникова (УИ 359826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД