Приложение МААМ

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проекта «Сад добрых дел»

Наталия Комина
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проекта «Сад добрых дел»
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТА «САД ДОБРЫХ ДЕЛ»

Комина Наталия Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №125»

Город Нижний Новгород

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема экологического воспитания дошкольников. Автором представлен опыт работы по воспитанию в детях старшего дошкольного возраста экологической культуры в процессе проектной деятельности. Отмечена эффективность совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения.

В наше время, когда мир находится на пороге экологической катастрофы и будущее человечества под угрозой, никто не будет отрицать, что экологическое воспитание дошкольников является одной из самых актуальных задач современности. Возникает необходимость формирования поколения с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде [5].

Вопрос экологического воспитания в настоящее время стоит, как никогда, очень остро. С каждым годом экологическая ситуация только ухудшается. Перед обществом стоит задача воспитать, не только патриота своей страны, но и человека, охраняющего и оберегающего природу родного края. Поэтому, современные родители и педагоги, воспитывающие подрастающее поколение в новой системе ценностей, значительную часть отводят сохранению природы и совершенствованию состояния окружающей среды [7].

Многие ученые (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др.) отмечают, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивный период для решения задач экологического воспитания, когда дети получают первые знания об экологической культуре и взаимоотношениях с природной средой. Одно из направлений работы с дошкольниками – формирование экологического мировоззрения. Начиная с дошкольного детства необходимо формировать у детей систему знаний о возможных причинах загрязнения окружающей среды, норм и правил взаимодействия с природой. Дети легче воспринимают и замечают новое, через них можно повлиять на взрослое население и привлечь родителей к участию в различных программах по улучшению экологии [2]. С. Н. Николаева убеждена, что дошкольное детство – начальная стадия формирования личности индивида, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период формируется позитивное отношение к природе, как к себе, так и к окружающим людям [4].

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Наши дошколята каждый день сталкиваются с богатым природным миром. Каждый день природа встречает наших детей морем звуков и запахов, тайнами и загадками. И как важно видеть и понимать эту красоту, любоваться ею, бережно относиться ко всему живому.

Но к сожаленью, все чаще можно видеть на улицах выброшенные людьми целлофановые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, бумагу и прочее. В ходе экскурсий и прогулок наблюдаем за детьми и замечаем, как некоторые из них ломают ветки деревьев и кустарников, отрывают крылья у насекомых, разрывают дождевых червей, рвут охапками цветущие растения, а потом их выбрасывают и т. д. И эти действия они не расценивают как проявление зла и жестокости. Почему это происходит? Прежде всего, от незнания, как себя вести, ведь зачастую сами взрослые не всегда показывают положительный пример взаимоотношений с природой.

Образовалось противоречие между требованиями общества, детского сада и недостаточным уровнем экологической культуры дошкольников. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.).

Рассматривая эту проблему, возникает вопрос: какие использовать формы и методы педагогам, чтобы воспитание экологически грамотного человека сформировать в привычку, научить детей бережно относиться к окружающему нас природному миру и сделать этот процесс не только интересным и увлекательным, а внести в него новые современные приемы, вовлечь в эту работу родителей воспитанников.

В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Мы считаем, что одним из эффективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию дошкольников, а так же способствует развитию познавательного интереса, формирует любознательное отношение к разнообразным областям знаний, развивает навыки коллективизма и сотрудничества и необходимые практические умения у старших дошкольников, в данном случае, в области экологического воспитания [3].

В процессе проектной деятельности ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Основоположник проектного метода в обучении американский педагог У. Кильпатрик: «Проект – это «энергичная, от о всего сердца деятельность» [6] как отмечает Н. Г. Комратова, «метод проектов – это способ достижения» достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию, которая должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1]. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста. В процессе реализации проекта создаются оптимальные возможности для совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников.

Изучив теорию экологического воспитания дошкольников и познакомившись с исследованиями ученых, занимающихся данной проблемой, мы разработали и адаптировали экологический проект «Сад добрых дел».

Целью данного проекта было сформировать представления детей об окружающей среде, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, на территории детского сада и района, в котором он находиться, объектами охраны экологии стали: парк «Дубки», речка Ржавка, берег реки Оки, Силикатное озеро. Нами была определена структура проектной деятельности, в которой были определены основные темы проекта, цели, основные задачи. Проектная деятельность состояла из четырех частей.

Первый этап осуществления проекта был подготовительный. Мы с ребятами совершили экскурсии в близ лежащие скверы и парки, объекты района, которые были далеко от нашего детского сады мы посетили с помощью виртуальных экскурсий.

Второй этап проекта - организационный. Педагоги вместе с детьми и их родителями, которые были активными помощниками в реализации проекта, обсудили основные задачи и сформировали группы ребят по интересам, каждая из которых получила свое задание. Одна из групп начала работу над созданием альбома «Садовники доброты», в котором дети и родители создавали экологические правила и алгоритмы поведения в природе нашего района. Другая группа работала над созданием книги «Экологическое просвещение», где была сделана подборка статей и фактов о экологическом состоянии нашего района и о том, какие работы ведутся по устранению экологических проблем.

На третьем этапе началась реализация проекта, основой которой стала совместная творческая деятельность детей и их родителей. Дети и их родители изготавливали кормушки для птиц, которые размещались на участке детского сада и в парке, участвовали в акции «Пластик рулит», где на протяжении нескольких месяцев мы собирали пластиковые бутылки и сдавали их в Эко пункты.

Четвертый этап – заключительный. В процессе работы над проектом был организован клуб экологической направленности «Семейный Экокулб», в котором дети и родители создавали авторские газеты, плакаты, буклеты и листовки, где говорилось о бережном и созидательном поведении в природе родного района.

Таким образом, можно отметить, что участие в проектной деятельнсоти помогает дошкольникам почувствовать свою необходимость, ощутить себя полноправным участником данной деятельности. У детей появляется уникальная возможность внести свою лепту в общее дело.

С помощью проектной деятельности у детей накапливаются новые знания об окружающей среде, природе, развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобретают необходимые социальные навыки.

Список литературы:

1. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. М. : Просвещение, 2007. с. 350

2. Вихрова Н. С., Кляп О. В. Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. №4 (31). С 30-32.

3. Курбатова А. С., Ханова Т. Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 407

4. Половникова В. Л. Технология проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста: Метод. разработка. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО «Республика образования», 2019. 28с.

5. Рыжова Н. А. Я и прирда: Учеб. -метод. комплект по образованию дошкольников. М. :ЛИН-КА-ПРЕСС,1996. 56с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014г. С. 74.

7. Ханова Т. Г., Мартынова И. Г., Платова А. Г., Курбатова А. С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного пед. ун-та: Электронный науч. журнал. 2018. № 1. (25). С. 263-272.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проекта «Сад добрых дел»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 14:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проекта «Сад добрых дел»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Комина (УИ 1152780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД