Елена Шолохова
Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи
Задачи:
1. Развивать навыки связного устного высказывания.
2. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Зимующие птицы»
3. Упражнять в употреблении существительных в дательном и творительном падежах ед. и мн. числа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, словообразовании существительных путем слияния основ,
4. Закрепить умение составлять по цепочке небольшой рассказ по картинке с опорой на план-схему.
Публикация «Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи в старшей логопедической группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление
6. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельность, бережного отношения к птицам.
Ход:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня вы ходили на прогулку наверняка заметили изменения, которые произошли на улице. Что же изменилось? (Выпал снег. На улице побелело. Наступила зима).
- Правильно. Наступила зима.
- Повторите, по каким признакам вы узнали об этом?
- Как называется первый месяц зимы?
- Какая погода бывает зимой? (холодная, морозная)
- Как ведут себя животные зимой? Что происходит с птицами?
- Как говорят о птицах, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
II. Основная часть
1. Загадывание загадок о зимующих птицах
- Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. А вы хорошо знаете зимующих птиц? Давайте проверим! О какой птице идет речь в этой загадке?
«Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это» (Cнегири)
- Это снегири, (выставляется картинка снегиря) .
- С чем сравнивается снегирь в загадке? (с яблоками) Почему?
«Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар
и кричат: - Карр! Карр! Карр»! (ворона)
- Это ворона, (выставляется картинка вороны) .
- Назовите птенца, птенцов вороны. (вороненок, воронята)
«Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрёкот-крик».
- Это сорока, (выставляется картинка сороки).
«Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю». (воробей)
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает другую загадку) .
«По дворам шныряет, крохи собирает»
- Назовите воробья ласково. (воробышек, воробьишко)
«Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - им легче».
- Это дятел, (выставляется картинка дятла).
- Почему дятла называют лесным доктором?
«Угадайте, что за стая
С крыши к нам во двор слетает?
Покормите поскорей
Сизокрылых (голубей)».
- Это голуби, (выставляется картинка голубя) .
- Назовите голубя ласково. Он – голубь, а она? (голубка).
- Птенец? (голубенок) а много? (голубята)
«Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле, кле, кле –
Поет со свистом».
- Это клест, (выставляется картинка клеста).
- Зачем природа одарила клеста таким клювом?
«Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика». - Кто это?
- Это синица (выставляется картинка с изображением синицы).
2. Д/у «Образуй словечко» А теперь ребята посмотрите на наших птиц и ответьте на вопросы.
- Какая грудка у синички? Желтая грудка. Как сказать одним словом? (желтогрудая)
- Какая грудка у снегиря? Красная. Значит он какой? (Красногрудый)
-У какой птички белые бока? (У сороки) Значит она какая? Белобокая. Ее и в сказках так называют «сорока-белобока».
- Посмотрите, какие все птички нарядные, яркие. У какой птички самые пестрые крылышки? У дятла. Значит, про него можно сказать, что он пестрокрылый.
- А теперь давайте посмотрим на птичьи хвосты. У какой птички самый длинный хвост? Значит сорока какая? (длиннохвостая) А какого цвета хвост у сороки? Значит она какая? (чернохвостая)
- А если хвост длинный, большой, то как еще можно его назвать? (хвостище)
- У какой птицы самый короткий хвост? (у воробья) Значит он короткохвостый. А если хвост такой короткий, маленький как можно про него сказать? (хвостик)
- У кого самый широкий хвост. У дятла. Посмотрите, как он опирается на дерево. Значит он широкохвостый.
- А посмотрите, какой у дятла клюв? Он длинный, большой. Значит он длинноклювый. А если клюв большой то, как можно про него сказать? (клювище)
- А какой клюв у синички? Тонкий. Значит она тонкоклювая.
- А у кого самый толстый клюв? У снегиря, значит он толстоклювый. А если клюв маленький, то мы про него как скажем? (клювик)
- Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Дети вместе с воспитателем выходят на ковер.
3. Физминутка
Синички – синички, длинные реснички (Дети имитируют взмахи крыльями)
В гости прилетели, на окошко сели. (Присели)
Желтым брюшком красовались, (Встали, покрасовались)
Черным хвостиком любовались. (Повороты назад, слева и справа)
Платочки черные надели, (Имитируют завязывание платка)
Мотив веселенький пропели,
Поскакали, поклевали и (Поскоки, присесть поклевать)
Куда – то улетели! (Встали, улетели)
3. Д/и «Составь рассказ о птице»
- Ребята, к нам тоже прилетели птички. Посмотрите, кто сидит в кормушке? (синички) Давайте все вместе составим короткий рассказ об этой птице вот по этой схеме. (Рассматривают схему и дети составляют рассказ, каждый по 1-му предложению)
4. Д/у «Накормим птиц»
- Зимой погода холодная, морозная и птицы много сил тратят зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Салом, семечками, ягодами рябины, хлебными крошками, крупой). У нас тоже есть своя кормушка. Но на ней чего-то не хватает. Давайте наполним кормушку кормом. Берите мешочки, посмотрите, какой корм мы приготовили птицам и расскажите, какую птичку и чем вы будете угощать.
(Я дам снегирю ягоды рябины. Я угощу синичку салом. Я угощу воробья хлебными крошками и т. д.)
5. Д/у «Сложи картинку»
- Молодцы ребята! Приготовили и кормушку, и корм для птиц, теперь им будет легче пережить длинную, холодную зиму. Не хватает только самих птиц. Давайте сложим птиц из частей и посмотрим, какие же птички прилетят к нам на кормушку. (дети складывают разрезные картинки)
- Какая птичка получилась у тебя Алина? Как ты узнала что это дятел? И т. д.
Ну, теперь, ребята я спокойна. Вы не оставите птиц в беде. Кормушку мы повесим нам участке детского сада и будем кормить птиц всю зиму. Каких птиц мы будем кормить? (воробьев, синичек, снегирей)
III. Подведение итогов занятия. О ком мы говорили сегодня на занятии? Как мы помогли птицам? Почему нужно помогать птицам зимой?