МААМ-картинки

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка

Лидия Белова
Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка».

Старший воспитатель Белова Л. Н.

В настоящее время в воспитании детей очень большая роль отводится народной игрушке. Приобщение к ней детей является средством формирования у них художественно-эстетических и патриотических чувств.

Публикация «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка, Лепка» размещена в разделах

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, учит любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

С самого раннего детства у детей вызывает интерес глиняная народная игрушка. Наиболее интересными для восприятия детьми считаются дымковская, каргапольская, филимоновская и для более широкого кругозора - абашевская. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Давайте совершим небольшо экскурс в историю создания этих игрушек.

Немного истории возникновения дымковской игрушки.

Этот русский художественный промысел возник более 400 лет назад вблизи города Вятки в слободе Дымково. А когда была сделана первая игрушка – этого уже не помнит никто. Наши предки ещё к языческому празднику Свистуньи лепили глиняные свистульки: барашков, лошадок, уток и рогатых козлов. Игрушки красили яркими красками, дарили и продавали на ярмарках.

Для изготовления игрушек применяется местная ярко-красная глина, которую смешивают с коричневым речным песком. Потом игрушку сушат и обжигают.

Приступая в выполнению лепки барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Обычно роспись строится по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

• Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

• Для росписи используют широчайший спектр красок – я не буду перечислять все возможные оттенки и цвета. Нет ограничений на цвет. Оттого игрушка выглядит такой праздничной и нарядной

• Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков /слайд/

Нужно понимать, что каждая дымковская игрушка – вещь уникальная. Игрушка лепится вручную и расписывается вручную. Потому, нет двух одинаковых игрушек на всем белом свете. Каждая дымковская игрушка – игрушка единственная и неповторимая.

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".

При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Палитра росписи относительно скупа. Это малиновые, желтые, синие оттенки. Но несмотря на это, игрушки смотрятся живо и весело.

Лепится филимоновская игрушка из целого куска. Обратите внимание на приемы лепки.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов.

Каргопольская игрушка, в сравнении, к примеру, с дымковской, выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Каргопольскую игрушку можно назвать действительно народной, потому что ее исполнение достаточно свободное.

Лепка каргопольской игрушки отличается от лепки дымковской и филимоновской игрушек. Фигурки лепятся из одного целого куска глины. Изделия просушивали несколько недель, обжигали, потом белили.

Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Часто изображают круги, кресты, кольца, присутствуют мотивы растительного орнамента.

Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это единичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей, полкан, лошадки и другие животные. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты.

/ Абашевская игрушка – это самобытный промысел глиняной игрушки, зародившийся в 19 веке в Пензенской области в селе Абашево близ города Спасск. От названия села и пошло название игрушки. Героями абашевской игрушки, как и любой другой народной глиняной игрушки, стали животные и люди.

Забавные фигурки барынь, мужиков, служивых людей, оленей, медведей, баранов, козлов, собак и других животных - все это типичные персонажи абашевского промысла.

Тем не менее, абашевская глиняная игрушка имеет свои особенности. Главная особенность – это определенная степень фантастичности фигурок.. Козы с нарочито длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски. Другая особенность абашевской игрушки – это ее яркий насыщенный цвет – красный, синий или зеленый, иногда с добавлением золота и серебра на детали.

Знакомясь с красотой народной игрушки, историей ее создания, ребенок испытывает желание самостоятельно слепить свою игрушку, не похожую на другие.

/Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Сейчас существует очень много пластичных материалов для лепки. Остановимся на самых доступных для детей дошкольного возраста.

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный пластичный материал, который используется в детском саду во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.

Пластилин - универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течение 2 часов, полностью в течение суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям

Солёное тесто - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс приготовления сувенира из соленого теста.

В настоящее время пользуется популярностью такая пластическая масса, как холодный фарфор.

Холодный фарфор.

Холодным фарфором называют особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки. Работать с холодным фарфором могут и дети, и взрослые. Холодный фарфор при застывании становится твердым, что выгодно отличает его от пластилина. Можно кисточкой раскрасить в нужные цвета.

Нам понадобится:

1) клей ПВА строительный,

2) кукурузный крахмал

3) глицерин

4) крем для рук (желательно жирный)

5) лимонный сок или лимонная кислота

Смешиваем все ингредиенты в кастрюльке.

1 стакан ПВА, 1 стакан крахмала, 1 ст. л. глицерина, 1 ст. л. крема для рук, и 1 ч/л. лимонной кислоты.

Размешиваем до однородности. Ставим на конфорку, нагреваем

Постоянно помешиваем, не отвлекаясь ни на что и не останавливаясь.

Смесь быстро густеет, собирается в один большой ком.

Вот масса готова.

/ Из холодного фарфора лучше всего лепить тонкие элементы, т. к. толстые могут при высыхании потрескаться.

Предлагаю вашему вниманию лепные изделия из холодного фарфора.

/ Заниматься лепкой ребенок начинает с самого раннего возраста. И это очень важно. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Заниматься лепкой начинаем с детьми раннего возраста. Малыши знакомятся с пластической массой, учатся разминать ее, раскатывать, отрывать части, лепить простейшие предметы.

В работе с детьми младшей группы задачи усложняются. Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой.

Дети знакомятся с простейшими приемами скатывания и раскатывания.

У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети учатся лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путем прищипывания.

/ К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке.

Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий

Детей старшего возраста в процессе лепки учим передавать пропорции, строение, лепить наиболее характерные детали. Детей учим лепить из целого куска, вводим элементы декоративной лепки.

В подготовительной к школе группе учим детей передавать в лепке характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует, продолжаем учить детей выполнять декоративную лепку разными способами, лепить предметы по представлению и с натуры.

Решая задачи художественно-эстетического развития детей, необходимо продумать оформление и размещение развивающей предметно пространственной среды, в которой необходимо иметь глину, пластилин, тесто, другие лепные массы. Необходимо подобрать для рассматривания изделия народного промысла, книги, альбомы по ознакомлению с историей изготовления игрушек разных народностей.

Существует 3 способа лепки : конструктивный – предмет

скрепляется из отдельных частей. Пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования. Комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Основные приемы, используемые в процессе лепки : разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, сдавливание, оттягивание.

В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска.

В каждом возрасте приемы усложняются. Дети от самых простых приемов переходят к более сложным деталям и композициям.

Начиная с раннего возраста мы не только развиваем пальчики малышей, но воспитываем в детях эстетические и патриотические чувства.

Мы учим детей видеть красоту народной игрушки, учим отличать один промысел от другого, воспитываем умение восхищаться изделиями народно-прикладного творчества.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники»Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники» В своих попытках мысли и чувства посредством цвета, музыкальных звучаний и поэтического слова ребёнок пользуется средствами, уже выработанны.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Мастер-класс в художественно-эстетическом развитии дошкольников «Танцующие краски» МКДОУ детский сад Сказка г. Семилуки Воронежской области Мастер-класс «Танцующие краски» Использование техники Эбру в художественно-эстетическом.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».«Детство.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей»Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей» СЕМИНАР НА ТЕМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. Составил воспитатель:Ковальчук.

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка
Опубликовано: 6 августа 2018 в 21:01
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Белова (УИ 458210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД