Татьяна Григорьева
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, в художественно-эстетическом развитии».
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".
В. А. Сухомлинский
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание, формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее, определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.
Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. Именно эти психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют сделать процесс экологического воспитания с использованием художественно-эстетических средств эффективным и действенным. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Художественные средства помогают направить внимание ребенка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Художественные произведения – это неистощимый источник описания природы. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, народные игры, отражающие различные природные явления. Детям интересны сказки песни о животных.
Различные виды художественной деятельности : художественная литература и театр (как раз театр и позволяет «войти в жизнь другого персонажа изнутри», музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников от восприятия природных объектов, глубоко воздействуют на чувства детей.
Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия природных объектов. Ведь образная яркая речь, красочное изображение и эмоциональная окрашенность образов природы в произведениях искусства повышают эмоциональность восприятия, чем содействуют экологическому воспитанию дошкольников. Образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Знания о природных явлениях, получаемые на прогулках экскурсиях углубляются и дополняются на художественно-эстетических занятиях. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников.
Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Музыка».
В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Дети очень восприимчивы к музыке. Музыкальная деятельность позволяет формировать экологическую воспитанность, поскольку музыка имеет эмоциональную, двигательную, эстетическую, гуманную направленность, в результате чего ребенок познает мир умом и сердцем.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Дети очень остро чувствуют прекрасное, и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, дети представляют себя птичкой, зайчиком, мишкой, кошечкой и т. д. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления “Петушок”, “Лошадка”, “Пляска с листочками”, “Дождик” и др.
Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением.
В качестве дополнительного материала можно предложить детям музыкальные игры, которые, им очень нравятся, дарят много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.
Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Занятия художественным творчеством могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
Художественное воспитание со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия. опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
В содержание занятий по изобразительной деятельности целесообразно включать знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животным и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь).
Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства можно выделить одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
вот некоторые из них :
«Пальчики – палитра», «Рисование ладошкой», «Оттиск печатками», «Восковые мелки + акварель», «Монотипия», «Тычок жёсткой полусухой кистью», «Набрызг», «Пластилинография» и т. д.
Заключение.
Таким образом, влияние, изобразительной, музыкальной, театрализованной и природно-трудовой деятельности на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством данных занятий мы можем получить следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому. Желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Следовательно, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Список литературы.
1. Гончарова Е. В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.
2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М. : АрКТИ,2001.
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования. Под ред. Г. А. Ягодина. -М. ,1993
4. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. Л. М. Моневцовой, П. Г. Саморуковой. – Спб. ,1998
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М. : Просвещение, 2001.
6. Николаева С. Н. Наблюдая – познаем. Дошкольное воспитание. -1991
7. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами. -М., 2003.
8. Пугал Н. А., Лаврова В. Н., Зверев И. Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации. -М. ,2002.
9. Интернет ресурсы.