Папки-передвижки

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей

Наталья Кулешова
Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль развивающей предметно - пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей»

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является организация развивающей предметно-пространственной среды

Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей» размещена в разделах

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами :

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов для продуктивной деятельности включает материалы для рисования, лепки, аппликации и конструирования. Предусмотрено наличие алгоритмов выполнения работ, различных техник изобразительной деятельности. Книги по детскому творчеству с образцами аппликации, конструирования, поделок из пластилина, природных и бросовых материалов.

Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов.

Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра", "Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. На таких стендах можно организовать выставку работ того или иного ребёнка, коллективные или совместные работы с родителями.

При организации учтены интересы и мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, дидактические пособия, различные материалы)

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), собранием красочных книг и иллюстраций о народном творчестве, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм, куклами в национальных костюмах. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:

-Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала;

-Центр драматизации. Дети совместно со взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;

-Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды должно помочь ребенку в его развитии и саморазвитии, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников, уровень развития детей и их деятельности и возраст ребенка.

Особенности работы и содержания развивающей предметно- пространственной среды в творческом развитии дошкольников разных возрастных групп ДОУ.

Дети двух - трех лет - первая младшая группа. Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Надо дать ему возможность самостоятельно "помалевать" красками (любыми, карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научить его действовать свободно. Подготовить бумагу разного формата и величины, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении. Изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Для фланелеграфа или просто для раскладывания на столе хорошо иметь набор любых предметов, геометрические фигуры разного цвета и величины. Из геометрических фигур уже можно учить детей составлять любые предметы (неваляшка, домик, башня, цветок, солнце и др., а из отдельных предметов - маленькие сюжеты.

Повседневно нужно давать возможность детям лепить из глины: скатывать и раскатывать на столе, украшать изделия (налепом, рельефом).

Детей трех лет (вторая младшая группа) необходимо побуждать изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Ставится задача учить детей не впрок, а исподволь, по мере необходимости и тому, в чем нуждается ребенок в настоящий момент. Собственный опыт ребенка должен опережать овладение им теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них.

В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее задачи, а именно - сенсорное развитие. Малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов. Сначала покажите, а затем предоставьте возможность ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера кисти или поролон. Пусть ребенок поэкспериментирует. Можно предложить рисование на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка). Расписывают дети любыми материалами (краски, фломастеры, восковые и живописные мелки). Многое привлекает их внимание. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка "1000 мелочей", ее можно назвать и по-другому, например, "Всякая всячина", где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ко всему этому нужна штемпельная подушка, которую можно сделать самостоятельно. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

В этом возрасте можно познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время в центре творчества, используя различный изобразительный материал

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом).

Средняя группа (4-5лет)- это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета : это и цветовой спектр (радуга, и различные эталоны цвета, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали - капли можно группировать по цвету и величине. Или «Ниткография» Используя фланелеграф, дети выкладывают из нитей разного цвета и качества схематичные изображения предметов и форм ("Ниткография"-техника рисования нитками). Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят новые техники изображения: рисование по сырому, витражное рисование, монотипия, цветной граттаж.

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое). Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие : закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изодеятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми - рисование набрызгом, цветным пластилином, акватушь. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания). Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы.

Можно рисовать и тут же наклеивать или наоборот, таким образом стремясь к созданию коллажей. Предоставьте детям возможность работать на больших листах бумаги, коллективно. Детей увлекает и графика (рисование тушью, черной пастой, графитным карандашом на небольшом листе бумаги, как бы в миниатюре).

Сохраняются и занимательные задания для детей : "Путешествие в страну Кругляндию" -- составление предметов или небольших сюжетов из кругов разного размера и цвета и их деталей; подобное путешествие в страну Угляндию (работа с четырехугольниками). Интересны детям аппликации из ткани, аппликация в технике "Кракле", плетение из листьев кукурузных початков, флористика, аппликации из природных и бросовых материалов.

Особого внимания заслуживает лепка. Лепят из глины, кондитерского теста, пластилина, из соленого теста.

В этих возрастных группах работают не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут изготавливать дидактические игры: "Лото", "Парные картинки", "Что лишнее", "Собери по цвету", "Что растет в лесу (саду, огороде?", "Теплый-холодный" и др.

Можно показать детям, как изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность.

Восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах нужно позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления

Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Консультация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в оздоровлении детей» 21.03.2018 Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала. Роль развивающей предметно – пространственной среды в оздоровлении.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».«Детство.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения .

Особенности работы и содержания развивающей предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольниковОсобенности работы и содержания развивающей предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольников Уголок художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников Основные функции РППСдля формирования безопасного поведения у дошкольников: • Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Создание предметно-развивающей среды в воспитании детей раннего возраста Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей
Опубликовано: 14 октября 2018 в 18:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кулешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД