Евгения Гордеева
Организация образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я пойму».
В этом высказывании суть системно-деятельностного подхода. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах воспитания обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Публикация «Организация образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе технологии „Ситуация“» размещена в разделах
Особенно ярко системно-деятельностный подход предлагает Л. Г. Петерсон. Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам добывает знания, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем. При деятельностном подходе образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!», значит педагогу удалось исполнить роль творческого организатора.
Основные этапы технологии в образовательной деятельности на занятии :
1. Введение в игровую ситуацию (педагог создает проблемную ситуацию).
2. Мотивационная игра (ребенок принимает проблемную ситуацию).
3. Затруднение в игровой ситуации (вместе выявляют проблему).
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации (ребенок осуществляет самостоятельный поиск «нового», педагог управляет поисковой деятельностью).
5. Самостоятельное применение “нового”.
7. Итог занятия (обсуждение результатов).
6. Повторение и развивающие задания.
Работая по теме самообразования «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через применение различных нетрадиционных техник и материалов», я использую принципы, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода. Для успешного внедрения системно-деятельностного подхода в практику своей работы в направлении художественно-эстетического развития ребенка создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе создана зона, в которой собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских художников, скульптуры, вышивки, оригами, панно, выполненные в различных техниках, различный материал для творчества, игры, изготовленные собственными руками. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал : различные виды бумаги, цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, трафареты, штампы, различный бросовый материал. Весь этот материал находится в доступном для ребенка месте. Гармонично выстроенная развивающая предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его личным достижением.
Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской. Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать краски. Путем эксперимента выясняют какие именно краски надо смешать. Делают вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски). При этом дети анализируют, сравнивают, обобщают.
Вот несколько образовательных ситуаций, которые я использовала в НОД-занятиях. Эти ситуации построены по этапам, которую предлагает Л. Г. Петерсон.
Введение в ситуацию. На данном этапе в принципе используются знакомые приемы и методы. Варианты созданной проблемной ситуации :
какой-либо знакомый детям персонаж, воспитатель и т. д. просит помощи в решении проблемы ;
отправляемся в путешествие и обнаруживаем необходимость в решении проблемы.
в развивающей среде группы появляются новые объекты предметы на видном месте дети интересуются задают вопросы, предлагаю узнать, попробовать сделать так же и т. д.
получаем сообщение, интерактивное письмо и т. д., пытаемся разобраться, помочь, выполнить задание.
Введение в ситуацию переходит в мотивацию, когда дети сами предлагают свою помощь герою, или решают, что им необходимо что то изготовить, нарисовать, попробовать что то новое. Воспитатель на данном этапе задает мотивационные вопросы (Вы хотите помочь зайчику? Ребята порадуем малышей, покажем им театр? Вы сможете сделать такую картину)
Затруднение ситуации. Здесь выясняется, что задуманное не просто выполнить, вместе выявляем проблему. Например нет краски нужного цвета;
крупа не держится на картине;
получается четкая линия, а нам нужно, чтобы цвета в радуге перетекали из одного в другой;
нет героев для настольного театра, который задумали показать детям из младшей группы.
Поиск выхода из затруднения. Роль педагога- управлять поисковой деятельностью детей. Можно задать вопросы:
-Как нам поступить в данной ситуации? Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?
- А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться? Попробуем догадаться сами.
Рассуждаем, выслушиваем разные предложения, экспериментируем с красками, до получения оранжевого цвета (смешать красный и желтый цвета); приходим к выводу чтобы крупа не осыпалась, нужно приклеить клеем; чтобы рисунок был размытым краски перетекали, пробуем намочить бумагу.
Следующий этап включение нового в систему знаний. Дети выполняют задуманную работу, используя новые самостоятельно добытые знания.
Осмысление (итог). Подводим итог нашего занятия.
- Ребята, вам было интересно наше путешествие?
- Что больше всего понравилось?
- Для чего вы смешивали краски?
- Ребята, вам понравилось смешивать краски и получать новый цвет?
- Что нового вы узнали?
- Что вам удалось сделать?
- Что было самым трудным для вас? А что легким? Как вы думаете почему?
- Вы смогли помочь?
- Что вам помогло выполнить эту работу?
- Вам понравилось рисовать новым способом?
Отвечая на эти вопросы, дети систематизируют, осмысливают, то чем занимались, какие возникли трудности, чему новому они научились.
Повторение и развивающие задания. Для закрепления нового знания, предлагаю ребятам дома рассказать и научить родителей, поэксперементировать с другими материалами, цветами, а потом рассказать, что у вас получилось. В режимных моментах можно подать идею сделать, что то подобное с применением «нового» знания.
Системно-деятельностный подход, в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяет им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.