Приложение МААМ

Игровое пособие «Гусеничка» для детей с ОВЗ (2 фото)

Колосова Эльвира
Игровое пособие «Гусеничка» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые технологии

Мастер- класс

Игровое пособие «Гусеничка»

Колосова Эльвира Александровна

учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад «Далай»

ГО «Поселок Агинское»

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход.

Публикация «Игровое пособие „Гусеничка“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Эффективным средством при обучении детей с задержкой психического развития являются игровые технологии. Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь: от погремушки и куклы до азартных игр.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Целью использования игровой технологии в практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса.

Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова. Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. [1]

Игра - самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать педагогические игровые технологии. Дети с ЗПР гораздо меньше устают на занятиях. При проведении игр дошкольники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает детей к дальнейшей жизни в обществе.

Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности. [2]

Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. Можно выделить несколько основных функций игры: развлекательная - это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие; коммуникативная - ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения; игротерапевтическую, то есть способствует преодолению различных трудностей; диагностическую - помогает выявить различные отклонения от нормы; функцию коррекции - является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении.

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания и обучения. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

В своей коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития я использую много игр, например:

Игра «Что общего?» Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов, развивать внимание, наблюдательность у детей. Игра «Найди пару» Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам в пары и многие другие игры.

Из бросового материала изготавливаю пособия для коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, они помогают изучать и закреплять нужный материал. Например, при знакомстве с домашними и дикими животными изготовлен лэпбук, для закрепления данной темы в нем много различных игр. Для изучения овощей и фруктов, игра «Собираем овощи и фрукты?», цель: закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия, называть и подбирать соответствующие картинки (овощи и фрукты, развивать внимание, память, мышление.

Для мастер-класса представляю многофункциональное дидактическое пособие «Гусеничка» На создание этого пособия меня подтолкнула проблема, связанная с недостаточностью универсальных пособий, которые могут быть использованы в разных видах деятельности и направлены на разнообразные стороны развития детей.

Данное пособие может быть широко использовано воспитателем в педагогическом процессе для:

• развития мелкой моторики кистей и пальцев рук;

• ознакомления детей с основными геометрическими фигурами;

• изучения детьми цветов ;

развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;

• развития счетных навыков;

• развития способности к логическим операциям (умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать);

• развития умения выполнять задание по заданной схеме;

• вызвать чувство радости, удовлетворения от достижения цели.

Данное пособие можно использовать на занятиях (подгрупповых, индивидуальных) и в самостоятельной деятельности детей, а так же дома с родителями.

Пособие состоит из трех комплектов:

- первый комплект составляют геометрические фигуры (8 квадратов, 8 треугольников, 8 прямоугольников, 8 кругов, отличающихся цветом (красный, синий, зеленый, желтый) и размером (большой, маленький);

- второй комплект состоит из больших окружностей разных цветов - это голова гусеницы и из маленьких окружностей разных цветов - туловище гусеницы. Все детали имеют отверстие: окружности присоединяются друг к другу с помощью шнурка;

- третий комплект состоит из нескольких дидактических игр, в каждую из которых входит набор карточек-заданий.

- четвертый комплект состоит из декоративных прищепок разных цветов – это ножки гусеницы.

С детьми с задержкой психического развития можно играть в следующие игры:

№ 1 «Собери гусеницу»,

№ 2 «Наряди гусеницу»,

№ 3 «Запомни и повтори»

№ 4 «Что пропало?»

№ 5 «Закончи ряд»

Игра № 1 «Собери гусеницу» детям предлагают собрать такую гусеницу, какая изображена на карточке. Во время выполнения этих действий у ребенка развивается мелкая моторика, восприятия цвета, формы, счетный навык.

Игра № 2 «Укрась гусеницу» задания усложняются. Здесь детям предлагаются карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, так же можно применить словесную инструкцию, добавь ножки гусенички.

Дети украшают гусеницу сначала кругами красного цвета, затем синего, зеленого и желтого. После детям показывают карточки с квадратами, треугольниками и прямоугольниками. Во время игры дети получают знания об основных цветах и геометрических фигурах. Когда дети хорошо усвоят данные понятия, им можно задавать устные аналогичные задания уже без наглядной инструкции. Пример: «Укрась гусеницу синими квадратами».

Игра № 3 «Запомни и повтори», которая направлена на развитие памяти и внимания детей. Педагог предъявляет детям карточки-образцы для запоминания на несколько секунд. Дети запоминают порядок расположения фигур на образце, их цвет. Когда карточки переворачиваются, ребята выкладывают такой же рисунок на своем пособии по памяти, после чего он сравнивает свой выполненный вариант с образцом. Карточки пронумерованы и предъявляются в порядке усложнения - от простой (2 разных цвета, 4 2 одинаковых фигуры, отличающиеся цветом до сложной – 4 разных цвета, 5 фигур, различных по форме и цвету).

Используя эти же карточки можно поиграть с ребенком в игру № 4 «Что пропало?». При этом на гусеницу выкладываются разные цвета или фигуры в соответствии с примером на карточке (в порядке усложнения, после чего ребенок закрывает глаза, а педагог убирает и прячет одну из фигур. Ребенок по памяти должен назвать пропавшую фигуру. Игра также развивает внимание и память.

Игровое пособие «Гусеничка» для детей с ОВЗ

№ 5 «Закончи ряд» используются набор маленьких геометрических фигур и карточки с заданиями, где ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу. Карточки так же предъявляются в порядке усложнения. Игра развивает логическое мышление, внимание.

Фото «Гусеничка»

Таким образом, дети учатся решать задачи поэтапно: путем подражания, на основе наглядной инструкции, затем словесной инструкции, а также при помощи собственных умозаключений, обосновывая и объясняя собственное решение.

Данное пособие способствует усвоению детьми знаний об основных цветах, геометрических формах, развития навыков счета, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления и связной речи.

С пособием «Гусеничка» можно придумать огромное количество разнообразных игр, всё зависит от фантазии и желания придумывать новое.

Наблюдение подтвердило предложение, что дети способны овладевать первоначальными предпосылками познавательной активности при целенаправленном педагогическом воздействии с опорой на технологии развивающего обучения в процессе коррекционных занятий. Вариативность игровых технологий позволяет максимально увеличить эффективность коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста.

В дальнейшем планирую продолжить отслеживание литературы и изучение инновационных и нетрадиционных методик и технологий, применяемых в развитии познавательно-речевой деятельности у дошкольников с ЗПР с целью внедрения их в коррекционно-развивающий процесс; приобретение и изготовление дидактический пособий и наглядного материала; расширить рамки просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами.

Литература

1. Багян, А. А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А. А. Багян, Е. А. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 274-275. — URL : https://moluch.ru/archive/294/66619/ ( дата обращения: 01.10.2022).

2. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ ( дата обращения: 31.10.2022

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. —М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

3. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Поднауч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 240 с.

Интернет – источники

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие «Черепашка-развивашка» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Черепашка-развивашка» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул Дидактические пособия помогают в решении задач.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Дидактическое игровое пособие «Посудная лавка» для ознакомления детей с относительными прилагательнымиДидактическое игровое пособие «Посудная лавка» для ознакомления детей с относительными прилагательными Возраст: 4+ Задачи: • знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Посуда»; • формировать практические навыки образования.

Дидактическое пособие «Гусеничка-радуга»Дидактическое пособие «Гусеничка-радуга» Дидактическое пособие по изодеятельности «Гусеничка-радуга» для детей группы раннего и младшего возраста Цели и задачи: Учить различать,.

Игровое многофункциональное пособие «Транспорт» для детей младшего возрастаИгровое многофункциональное пособие «Транспорт» для детей младшего возраста Авторское, игровое, многофункциональное пособие с учётом гендерного подхода в организации предметно-развивающей среды в соответствии с.

Игровое пособие «Чемоданчик со сказками» для детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Чемоданчик со сказками» для детей младшего дошкольного возраста Многофункциональное пособие " Чемоданчик со сказками" был создан мною с целью - развития у дошкольников желания драматизировать знакомые.

Игровое пособие «Круги Луллия» для детей старшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Круги Луллия» для детей старшего дошкольного возраста Игровое дидактическое пособие круги Луллия предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Игровое пособие позволяет активизировать.

Игровое пособие по ФЭМП для детей раннего возраста «Ёжики»Игровое пособие по ФЭМП для детей раннего возраста «Ёжики» Предлагаю Вашему вниманию пособие по развитию математических представлений для детей раннего возраста "Ёжики". Данное пособие создано.

Игровое пособие по физическому развитию «Муха-Цокотуха» для детей 3–7 летИгровое пособие по физическому развитию «Муха-Цокотуха» для детей 3–7 лет Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Развивающее пособие из фетра для детей 2–3 лет «Игровое поле — сказка «Колобок»Развивающее пособие из фетра для детей 2–3 лет «Игровое поле — сказка «Колобок» Развивающее многофункциональное пособие для детей «Игровое поле – Сказка «Колобок»» Обучающая задача. Формирование познавательных интересов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое пособие «Гусеничка» для детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 05:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое пособие «Гусеничка» для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Колосова Эльвира (УИ 1262224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД