Светлана Васильевна Кулешова
Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.
Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.
Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Публикация «Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей „Сенсорный куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Сенсорный куб из решетки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2018
Цель сенсомоторного развития :
обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития :
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию движений кистей рук;
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи детей и обеспечивают их полноценное интеллектуальное развитие.
Другими словами, Сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.
Основной принцип метода выдающегося итальянского педагога Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому» – и именно его я использую при изготовлении игр для детей, в том числе и своего Сенсорного куба.
М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде.
Что в свете внедрения ФГОС ДО весьма и весьма актуально.
Я задумалась, как же я могу раскрыть потенциал своих воспитанников в их самостоятельной деятельности? Как наилучшим образом подготовить для этого развивающую среду в своей группе?
Ведь моя задача, как педагога – помочь ребенку организовать свою деятельность на актуальном для него уровне, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность каждого ребенка.
Для себя я выделила несколько факторов: подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок.
Свободный доступ ко всем предметам. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей.
Нужно показать ребенку, как надо обращаться с каждым материалом, с каждой вещью и обязательно дать ему возможность самому поупражняться.
Еще один важный аспект – самостоятельный выбор материала для игр. Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение – одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.
При чем, педагог не должен вмешивается в работу ребенка, помня о том, что «каждая предоставленная ребенку помощь, не являющаяся необходимой, служит препятствием его развитию». Ребенок должен самостоятельно без помощи взрослого научиться делать то, к чему он уже готов в своем развитии. Мы с Вами только создаем для него ситуацию успеха.
В связи со всем выше сказанным, мной была разработана игра
«СЕНСОРНЫЙ КУБ»
Описание и характеристика:
Пособие представляет собой куб из пяти граней-решеток для раковины, соединенных при помощи шнурков, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер.
Я бы хотела рассказать об истории появления «Сенсорного куба» в нашей группе. Кстати, тогда он еще так и не назывался. Все мы с Вами постоянно учимся, знакомимся с творческими идеями, с педагогическим опытом других воспитателей. Пытаемся то, что посчитали интересным и нужным на данный момент для развития наших воспитанников, внедрить в своей работе. Вот так и я, на одном из профессиональных сайтов увидела фото подобной дидактической игры. По сути, это был тренажер для овладения детьми умения заплетать косички, развивая при этом моторику и закрепляя некоторые сенсорные эталоны.
Подобные игры я встречала и раньше, но этот вариант мне приглянулся тем, что здесь мои ребята могли играть группой, то есть развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
И действительно, как Вы видите, дети проявили интерес к совместным играм; при этом общаясь и приучаясь играть рядом, не мешая друг другу, наблюдая за действиями товарищей и подражая им.
Плетение и манипуляции с разноцветными шнурами, бантами, лентами очень полюбились как девочкам, так и мальчикам, чему я даже была немного удивлена.
Уже через пару недель у нас в группе появились мастерицы, научившиеся заплетать косички своим подружкам.
А это наша первая ласточка Яся – самая «младшенькая» в группе. Ей не было еще и четырех лет, когда она научилась заплетать косы из лент, шнуров и бантиков.
Интерес к Кубу у ребят со временем не пропадал, но он начал трансформироваться в увлечение и другими играми, например, с прищепками, с пуговицами, нарезанными трубочками от коктейля и другими мелкими предметами.
Да и навык плетения косичек у девочек вполне закрепился и я, помня о зонах Актуального и Ближайшего развития у детей, решила, что игровые задачи пора разнообразить и усложнить.
Вот так и появилась идея создания Сенсорного куба.
Цель: развитие сенсорного восприятия, совершенствование мелкой моторики рук.
Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Куб также может быть демонстрационным.
Создавалась эта игра на основе следующих принципов:
• Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.
• Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
• Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.
• Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.
• Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.
• Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.
• Содержит постепенное усложнение игровой задачи.
В центре куба можно подвесить легкий предмет - это будет являться тренажёром для дыхательной гимнастики.
С помощью Сенсорного куба ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер», «цвет», «форма», «величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.
Развивается логика, внимание, мелкая моторика, идет закрепление сенсорного опыта.
Происходит развитие тактильных ощущений, внимания, памяти; закрепления понятий: «длинный – короткий», «длиннее-короче», «узкий - широкий»- методом сравнения, приложения и наложения.
Совершенствуется слуховое восприятие. Развивается фонематический слух.
Игры для развития логического воображения; для умения анализировать, работать по схеме, для развития внимания, памяти, мышления.
Все игры способствуют развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Идет формирование волевых умений: не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Развивается творчество, зрительное и цветовое восприятие; закрепление понятий «вверх-вниз», «право-лево», ориентировка на поверхности и многое другое.
В данное время дети активное осваивают новые игры, которые позволят и дальше совершенствовать развитие их сенсомоторных качеств и умения работать по схеме.
Игры: • «Сделай по образцу».
Коммуникативные игры: • «А что у вас?» : для развития диалогической речи и активизации пассивного словаря (закрепление понятий, которыми мы редко пользуемся в быту (уже-шире, выше-ниже; тише-громче, длиннее-короче и т. п., для развития коммуникабельности и закрепление правил общения.
Дети взаимодействуют со взрослым и сверстниками; развивают умение доводить начатое дело до конца. Даже такое повседневное занятие, как сворачивание лент и бантов после игр с Сенсорным кубом совершенствует развитие мелкой моторики и содержит соревновательное начало. А какой положительный эмоциональный фон царит при этом!
После мастер-класса, который я провела для своих коллег, Сенсорный куб теперь есть и в других группах нашего сада.
Также мной разработана модификация Сенсорного куба (Чудесная коробка) : для развития тактильных ощущений, памяти, речи, навыков классификации.
Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать его интеллект.
Игры и упражнения по сенсомоторике с использованием «Сенсорного куба», помогают развитию моих дошколят во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО) :
Физическое развитие : кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.
Познавательное развитие : Сенсорный куб играет существенную роль в развитии восприятия, память, внимание; совершенствуется пространственное ориентирование.
Речевое развитие : обогащается активный и пассивный словарь; совершенствуется диалогическая речь.
Социально-коммуникативное развитие : Дети растут активными, любознательными, приобретают опыт. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое получается и это осознание живет у них внутри.
Художественно-эстетическое развитие : развиваются творческая активность и воображение, зрительное и цветовое восприятие.
Итак: Игры с СЕНСОРНЫМ КУБОМ развивают способность концентрированно работать и планировать свою деятельность, они оказывают помощь социальному развитию детей, обучению навыкам повседневной деятельности.
«Cенсорный куб» прост в изготовлении, адаптирован к программе дошкольного образования, многофункционален, занимает мало места, может быть использован как индивидуально, так и в коллективе, но главное, он все время приобретает новые функции, позволяя детям, решать все новые и новые задачи по совершенствованию сенсомоторного развития.
Идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни.
Надеюсь, что мой скромный опыт заинтересует вас и, применив его в своей работе, вы сможете оценить его пользу для развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта».
Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов, новых идей, желания и возможности совершенствовать свое педагогическое мастерство, а главное, чтобы у вас было время для проявления своего творческого потенциала и, конечно же, для своей семьи. Удачи ВСЕМ!
Спасибо за внимание!
Рекомендуемая литература:
1. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. М., 2005.
2. Домашняя школа Монтессори. М., 2008.
3. Монтессори в России. Новый взгляд. – Вып. 1-2. М. 2015-2016.
4. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М., 2015.
5. Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей. Пер. с англ. – М. ,2001.
6. М. Монтессори. Из серии «Педагогика детства». М. 2014