Получи документы

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» (19 фото)

Светлана Васильевна Кулешова
Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.

Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Публикация «Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей „Сенсорный куб“» размещена в разделах

Цель сенсомоторного развития :

обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.

Задачи сенсомоторного развития :

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений кистей рук;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.

Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи детей и обеспечивают их полноценное интеллектуальное развитие.

Другими словами, Сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

Основной принцип метода выдающегося итальянского педагога Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому» – и именно его я использую при изготовлении игр для детей, в том числе и своего Сенсорного куба.

М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде.

Что в свете внедрения ФГОС ДО весьма и весьма актуально.

Я задумалась, как же я могу раскрыть потенциал своих воспитанников в их самостоятельной деятельности? Как наилучшим образом подготовить для этого развивающую среду в своей группе?

Ведь моя задача, как педагога – помочь ребенку организовать свою деятельность на актуальном для него уровне, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность каждого ребенка.

Для себя я выделила несколько факторов: подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок.

Свободный доступ ко всем предметам. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей.

Нужно показать ребенку, как надо обращаться с каждым материалом, с каждой вещью и обязательно дать ему возможность самому поупражняться.

Еще один важный аспект – самостоятельный выбор материала для игр. Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение – одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.

При чем, педагог не должен вмешивается в работу ребенка, помня о том, что «каждая предоставленная ребенку помощь, не являющаяся необходимой, служит препятствием его развитию». Ребенок должен самостоятельно без помощи взрослого научиться делать то, к чему он уже готов в своем развитии. Мы с Вами только создаем для него ситуацию успеха.

В связи со всем выше сказанным, мной была разработана игра

«СЕНСОРНЫЙ КУБ»

Описание и характеристика:

Пособие представляет собой куб из пяти граней-решеток для раковины, соединенных при помощи шнурков, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер.

Я бы хотела рассказать об истории появления «Сенсорного куба» в нашей группе. Кстати, тогда он еще так и не назывался. Все мы с Вами постоянно учимся, знакомимся с творческими идеями, с педагогическим опытом других воспитателей. Пытаемся то, что посчитали интересным и нужным на данный момент для развития наших воспитанников, внедрить в своей работе. Вот так и я, на одном из профессиональных сайтов увидела фото подобной дидактической игры. По сути, это был тренажер для овладения детьми умения заплетать косички, развивая при этом моторику и закрепляя некоторые сенсорные эталоны.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»

Подобные игры я встречала и раньше, но этот вариант мне приглянулся тем, что здесь мои ребята могли играть группой, то есть развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.

И действительно, как Вы видите, дети проявили интерес к совместным играм; при этом общаясь и приучаясь играть рядом, не мешая друг другу, наблюдая за действиями товарищей и подражая им.

Плетение и манипуляции с разноцветными шнурами, бантами, лентами очень полюбились как девочкам, так и мальчикам, чему я даже была немного удивлена.

Уже через пару недель у нас в группе появились мастерицы, научившиеся заплетать косички своим подружкам.

Фото «Сенсорный куб»

А это наша первая ласточка Яся – самая «младшенькая» в группе. Ей не было еще и четырех лет, когда она научилась заплетать косы из лент, шнуров и бантиков.

Интерес к Кубу у ребят со временем не пропадал, но он начал трансформироваться в увлечение и другими играми, например, с прищепками, с пуговицами, нарезанными трубочками от коктейля и другими мелкими предметами.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей - фото

Да и навык плетения косичек у девочек вполне закрепился и я, помня о зонах Актуального и Ближайшего развития у детей, решила, что игровые задачи пора разнообразить и усложнить.

Фото №1 Добрый день уважаемые коллеги

Вот так и появилась идея создания Сенсорного куба.

Цель: развитие сенсорного восприятия, совершенствование мелкой моторики рук.

Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Куб также может быть демонстрационным.

Фото №2 Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками которые использую в свободной игровой деятельности с детьми

Создавалась эта игра на основе следующих принципов:

• Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.

• Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

• Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.

Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.

• Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.

• Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.

• Содержит постепенное усложнение игровой задачи.

Фото №3 Как вы уже могли понять из названия публикации разговор пойдет о методах и приемах

В центре куба можно подвесить легкий предмет - это будет являться тренажёром для дыхательной гимнастики.

Фото №4 Развитие ребенка

С помощью Сенсорного куба ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер», «цвет», «форма», «величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.

Фото №5 Материалы для педагогов развития сенсомоторных качеств ребенка Фото №6 Сенсомоторика это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности

Развивается логика, внимание, мелкая моторика, идет закрепление сенсорного опыта.

Происходит развитие тактильных ощущений, внимания, памяти; закрепления понятий: «длинный – короткий», «длиннее-короче», «узкий - широкий»- методом сравнения, приложения и наложения.

Фото №7 Публикация Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей Сенсорный куб размещена в разделах Дидактические игры Развитие ребенка

Совершенствуется слуховое восприятие. Развивается фонематический слух.

Игры для развития логического воображения; для умения анализировать, работать по схеме, для развития внимания, памяти, мышления.

Фото №8 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание

Все игры способствуют развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Идет формирование волевых умений: не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Фото №9 Сенсорика Сенсорные игры Сенсорный куб из решетки Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра апрель Цель

Развивается творчество, зрительное и цветовое восприятие; закрепление понятий «вверх-вниз», «право-лево», ориентировка на поверхности и многое другое.

В данное время дети активное осваивают новые игры, которые позволят и дальше совершенствовать развитие их сенсомоторных качеств и умения работать по схеме.

Фото №10 Сенсорное развитие и воспитание

Игры: • «Сделай по образцу».

Коммуникативные игры: • «А что у вас?» : для развития диалогической речи и активизации пассивного словаря (закрепление понятий, которыми мы редко пользуемся в быту (уже-шире, выше-ниже; тише-громче, длиннее-короче и т. п., для развития коммуникабельности и закрепление правил общения.

Фото №11 Сенсорика сенсомоторного развития обеспечение условий для развития

Дети взаимодействуют со взрослым и сверстниками; развивают умение доводить начатое дело до конца. Даже такое повседневное занятие, как сворачивание лент и бантов после игр с Сенсорным кубом совершенствует развитие мелкой моторики и содержит соревновательное начало. А какой положительный эмоциональный фон царит при этом!

Фото №12 Сенсорные игры сенсомоторных способностей детей

После мастер-класса, который я провела для своих коллег, Сенсорный куб теперь есть и в других группах нашего сада.

Фото №13 Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф

Также мной разработана модификация Сенсорного куба (Чудесная коробка) : для развития тактильных ощущений, памяти, речи, навыков классификации.

Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать его интеллект.

Игры и упражнения по сенсомоторике с использованием «Сенсорного куба», помогают развитию моих дошколят во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО) :

Физическое развитие : кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.

Познавательное развитие : Сенсорный куб играет существенную роль в развитии восприятия, память, внимание; совершенствуется пространственное ориентирование.

Речевое развитие : обогащается активный и пассивный словарь; совершенствуется диалогическая речь.

Социально-коммуникативное развитие : Дети растут активными, любознательными, приобретают опыт. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое получается и это осознание живет у них внутри.

Фото №14 Усова справедливо считали что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накопления представлений об окружающем мире

Художественно-эстетическое развитие : развиваются творческая активность и воображение, зрительное и цветовое восприятие.

Итак: Игры с СЕНСОРНЫМ КУБОМ развивают способность концентрированно работать и планировать свою деятельность, они оказывают помощь социальному развитию детей, обучению навыкам повседневной деятельности.

Фото №15 Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи детей и обеспечивают их полноценное интеллектуальное развитие

«Cенсорный куб» прост в изготовлении, адаптирован к программе дошкольного образования, многофункционален, занимает мало места, может быть использован как индивидуально, так и в коллективе, но главное, он все время приобретает новые функции, позволяя детям, решать все новые и новые задачи по совершенствованию сенсомоторного развития.

Фото №16 Основной принцип метода выдающегося итальянского педагога Марии Монтессори Помоги мне это сделать самому и именно его я использую при изготовлении игр для детей в том числе и своего Сенсорного куба

Идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни.

Надеюсь, что мой скромный опыт заинтересует вас и, применив его в своей работе, вы сможете оценить его пользу для развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта».

Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов, новых идей, желания и возможности совершенствовать свое педагогическое мастерство, а главное, чтобы у вас было время для проявления своего творческого потенциала и, конечно же, для своей семьи. Удачи ВСЕМ!

Спасибо за внимание!

Рекомендуемая литература:

1. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. М., 2005.

2. Домашняя школа Монтессори. М., 2008.

3. Монтессори в России. Новый взгляд. – Вып. 1-2. М. 2015-2016.

4. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М., 2015.

5. Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей. Пер. с англ. – М. ,2001.

6. М. Монтессори. Из серии «Педагогика детства». М. 2014

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики»Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики» Дидактическое игровое пособие «Часики» Данное пособие помогает решать ряд задач по мелкой моторике и сенсорному развитию, ФЭМП и развитию.

Дидактическое игровое пособие «Черепашка-развивашка» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Черепашка-развивашка» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул Дидактические пособия помогают в решении задач.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Дидактическое игровое пособие «Посудная лавка» для ознакомления детей с относительными прилагательнымиДидактическое игровое пособие «Посудная лавка» для ознакомления детей с относительными прилагательными Возраст: 4+ Задачи: • знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Посуда»; • формировать практические навыки образования.

Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки»Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки» Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки» Цель: развитие тактильного восприятия. Задачи: - развивать тактильное, слуховое и.

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Дидактическое пособие «Сенсорный куб» для детей младшей группыДидактическое пособие «Сенсорный куб» для детей младшей группы 1. Правила: пособие предназначено для использования в совместной или самостоятельной деятельности с подгруппой детей в кабинете специалиста.

Игровое дидактическое пособие «Петушок»Игровое дидактическое пособие «Петушок» Актуальность. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Ведь игра – основной вид деятельности.

Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики»Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики» Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 00:25
+236Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильевна Кулешова (УИ 253121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД