Татьяна Голубева
Дидактическое игровое пособие «Посудная лавка» для ознакомления детей с относительными прилагательными
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 4+
Задачи:
• знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Посуда»;
• формировать практические навыки образования и правильного употребления относительных прилагательных;
• совершенствовать навыки словообразования, словоизменения и согласования;
• обогащать и активизировать словарный запас;
• развивать языковое чутьё, коммуникативные навыки, связную речь.
Публикация «Дидактическое игровое пособие „Посудная лавка“ для ознакомления детей с относительными прилагательными» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2021
Комплектация: наборные пластиковые полотна - подставки формата А3 с наклеенными кусочками липкой ленты для крепления карточек – посуды; ламинированные карточки с изображением посуды из различных материалов (с тыльной стороны приклеены кусочки липкой ленты для крепления на наборные полотна); набор карточек с изображением текстур материалов.
Словарь материалов, относительных прилагательных:
• дерево – деревянный
• глина – глиняный (керамика)
• металл – металлический (алюминий, сталь, железо, чугун)
• стекло – стеклянный (хрусталь)
• пластик – пластиковый
• фарфор – фарфоровый
Предварительная работа:
Определить, дают ли дети ответы на следующие вопросы: Из чего изготавливают посуду? … Какие вы знаете материалы? … Где продается посуда? …
Варианты игр
1. «Посмотри и назови»
Цель: знакомство детей с различными материалами, обогащение словарного запаса детей существительными, обозначающими различные материалы
Ход. Карточки с материалами раздаются детям. Дети называют материал (если ребёнок затрудняется, логопед называет, а ребенок – повторяет).
2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: формирование языкового чутья, развитие слухового внимания, актуализация словарного запаса по лексической теме «Посуда»
Ход. Глядя на предметные картинки, дети отвечают на вопросы:
О чем можно сказать: деревянная … (посуда, ложка, разделочная доска, лопатка, ваза, скалка, миска …) , деревянный … (поднос, стакан, …) , деревянное … (блюдо, …)
О чем можно сказать: металлический … (половник, ножик, поднос, бидон, чайник …) , металлическая … (кастрюля, сковорода, миска, ложка, вилка, …) , металлическое … (блюдо, ведро, …)
О чем можно сказать: стеклянная … (банка, бутылка, сахарница, …) , стеклянный … (стакан, чайник, …) , стеклянное … (блюдо, блюдце, …)
(Фарфоровая (-ый, -ое, -ые), пластмассовая (-ый, -ое, -ые), глиняная (-ый, -ое, -ые) и т. д.)
3. «Посудная лавка»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; совершенствование навыков словообразования, словоизменения и согласования
Ход. Работа в миниподгруппах или индивидуальная.
Выбор материала и комплектование подгрупп идет методом жеребьевки. Детям раздаются ламинированные предметные картинки с текстурами материалов.
Логопед: Отберите деревянную посуду (стеклянную, металлическую, глиняную,) для специализированных отделов магазина (посудной лавки).
Дети помещают картинки на свои пластиковые наборные полотна (индивидуально или в миниподгруппах) по материалам, из которых сделана посуда.
Потом представляют (рекламируют) свой отдел, рассказывая другим, какая посуда у них продается, например: У нас (у меня) продается деревянное блюдо, деревянный поднос, деревянная хлебница, деревянные ложки…
и т. д.
(Можно также сыграть с детьми в сюжетно-ролевую игру "Магазин посуды")
4. «Посуда в пословицах и поговорках»
• За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
• Самовар кипит - уходить не велит.
• Без ножа пера не очинишь.
• Бережная посуда два века стоит.
• В худой посуде воды не наносишь.
• Не все те повара, что с длинными ножами ходят.
• Один с сошкой, а семеро с ложкой.
• Без ножа хлеба не разрежешь.
• Семейный горшок веселей кипит.
• Ложкой море не вычерпнешь.
• Мал горшок, да мясо варит.
• По горшку и покрышка.
• По рыбе и сковорода.