Лариса Лобанова
Игровые приёмы с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Игровые приемы в работе с неговорящими детьми».
Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Публикация «Игровые приёмы с неговорящими детьми» размещена в разделах
Используемые игровые приемы направлены на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней.
Детям, приходящим на занятия, не всегда интересно рассматривать картинки. Поэтому максимально используются «говорящие» игрушки и пособия, т. е. такие к которым можно «привязать» звукоподражание или звук (корова – «му-у», лошадка – «и-и», бегемот - «а-а», мишка – «ы-ы» и т. д.)
Каждое занятие включает упражнения на развитие:
• артикуляционной моторики;
• мелкой моторики пальцев рук;
• речевого дыхания;
• стимулирование речевой активности ребёнка.
На протяжении развивающего игрового сеанса ведется работа на формирование невербальной формы коммуникации (фиксирование взгляда на говорящем, использование жеста, побуждение к сопряженному, отраженному и произвольному произнесению звукоподражания и расширение пассивного словаря (развитие представлений об окружающем мире).
Все занятия проводятся в игровой форме. На каждое занятие «приходит» гость – игрушка, которой ребенок показывает простые упражнения артикуляционной гимнастики. Затем «учим» гостя – игрушку дуть на листочки (снежинки, тучку, птичку и т. п.). Далее проводится игра на развитие мелкой моторики пальцев рук (рисование резинками, сортировка круп, пальчиковые игры). Потом ребенок выбирает игру по собственному желанию (пирамидки, башенки, машинки, песочница с пшеном).
ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ. Цели: создание эмоционально-доверительных отношений между взрослым и ребенком; развитие: общей и мелкой моторики; координации и точности движений; тактильной чувствительности.
«Чья это ручка?». Взрослый зарывает свою руку в песочнице, ребенок должен «раскопать». Затем ребенок прячет свою ручку в крупе, а взрослый ищет.
«Маленький повар». Насыпаем пшено ложкой в стаканчик, затем пересыпаем из одного стаканчика в другой, стараясь не рассыпать крупу.
«Дорожки». Руками расчищаем дорожки для маленьких машинок.
«Камешки». Находим камешки (закопанные ранее). Затем из них можно выложить дорожку, кружок, цветок. Найденные камешки можно посчитать, сложить в большую грузовую машину.
Ребенок самостоятельно может играть в песочнице: водить по пшену руками (как будто плывет); высыпать пшено из кулачков, при этом наблюдать, как пшено сыпется; прятать маленькие игрушки; насыпать совком, лопаткой или ложкой пшено в различные стаканчики и ведра; возить машинки.
ИГРЫ С АКВАГРУНТОМ. Аквагрунт ( материал: полиакриламид) в готовом виде представляет собой прозрачные разноцветные полимерные шарики, влажные на ощупь. Играть только под присмотром взрослых. Цели: создание эмоционального настроя между взрослым и ребенком; развитие общей и мелкой моторики; развитие воображения и любознательности; формирование мотивации к игровой деятельности.
«Кто спрятался». В банку с аквагрунтом помещается маленькая игрушка. Ребенок достает игрушку и называет доступным ему способом (звукоподражание, жест, слово).
«Фокус». В банку с водой помещаются прозрачные шарики. Они становятся невидимыми. Ребенок выливает содержимое банки в сито или на ощупь находит и достает шарики, перекладывает в другую емкость.
«Переложи ложкой» («Пересыпь»). Из большой миски (маленького тазика) ложкой ребенок накладывает аквагрунт в ведерко или в стакан. Затем ребенку можно предложить пересыпать содержимое из одного стаканчика в другой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАСОЛИ. Проведение артикуляционной гимнастики. Из ящика с игрушками ребенок по просьбе взрослого достает одну игрушку (лягушка, слоник, бегемот, часы, рыбка, лошадка). Выполняет артикуляционное упражнение, помещает игрушку в ящик с фасолью. Потом ребенок вынимает игрушки и снова выполняет упражнение.
Во время проведения игры, таким образом, развивается артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук.
Пальчиковые игры. В ящик с фасолью «сажаем» сказочный лес. Роль деревьев выполняют украшения для коктейлей (пальмы, султанчики, елочки). Перед «посадкой» каждое дерево крутим большим и указательным пальцами. Затем «заселяем» наш сказочный лес жителями. На усмотрение ребенка – это могут быть маленькие игрушки, машинки, заставки от лото, герои сказок.
В этой игре развивается мелкая моторика, творческое воображение, формируется мотивация к игровой деятельности.
«РИСОВАНИЕ РЕЗИНКАМИ». Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации и точности движений, тактильной чувствительности; развитие воображения; формирование мотивации к творческой деятельности.
Взрослый знакомит ребенка с предметами игры – разноцветные резинки и доска. Показывает ребенку дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошками – «колючие». Если натягивать на гвоздики разноцветные колечки, можно «нарисовать» различные картинки и узоры.