Гребенюк Ирина Викторовна
Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом:
Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря
Подготовка органов артикуляции, дыхания
Развитие мелкой и тонкой моторики
Вызывание активной речи, использование в речи смысловых звукоподражаний, аморфных слов, простых слов и фраз.
Публикация «Занятие по развитию речи „Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В случаях, когда заходит разговор о ребенке, который еще не научился говорить, часто можно услышать:«Он все понимает, только пока не говорит». Это подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.
Однако при начале регулярных занятий видны пробелы в знаниях ребенка: он не
только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе.
Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием
речи неговорящими детьми не просто желательна, а необходима.
Создание речевой среды
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание
речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению
пассивного словаря.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях и режимных моментах, так и в ходе специально организованных занятий, игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и дефектолог с воспитателем,музыкальный руководитель и инструктор физвоспитания. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.
Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой
среды.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
-постоянный разговор с ребенком;
-единые требования к речевому общению с ребенком всех близких
взрослых;
-определенные требования к речи окружающих взрослых;
-постепенное усложнение речевого общения;
-организация специальных речевых игр и упражнений.
Постоянный разговор с ребенком
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая
все обычные ситуации (одевание,еда и др.). Такую же работу следует проводить во время игр, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.
При этом взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После
того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его,
ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить
малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет
или совершить с ним какое-либо действие.
Пример проговаривания взрослым различных ситуаций вы увидите на экране нашего видео
Умывание
—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в
другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай
руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хоро-
шенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку —
вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки
и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду
с ручек—вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо
и руки. Молодец! Смотри, какой чистенъкий стал.
Ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом
узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает
значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения
слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются
в сознании ребенка.
Подобную работу проводит и дефектолог во время занятий.
Во-первых,педагог проговаривает все происходящее на занятии.
Во-вторых, использует для речевого общения спонтанно возникающие
во время занятия ситуации, что дает возможность познакомить
ребенка с новыми словами.
В-третьих, специально организует ситуации, в которых ребенок получает возможность использовать свои речевые навыки.
Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых
Противоречивость требований со стороны значимых для него
взрослых вредна любому ребенку
В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка,
который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо
приложить все усилия, чтобы к развитию речи был единый подход.
Необходимо научить родителей правильно общаться со своим
ребёнком: с одной стороны помогать, с другой — создавать ситуации,
в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью. (Ты хочешь куклу или мяч)
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию,необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной,могла стать эталоном.
У детей с ЗПР усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется.
Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Необходимо постараться, чтобы
речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала
следующим требованиям: (на слайде)
-правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых
нарушений;
-четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной
артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого,
с выделением ударного слога;
-простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
-повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения
взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
-богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Постепенное усложнение речевого общения
В ходе спонтанного развития и специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. Появляются новые речевые навыки, расширяются возможности. Чтобы в полной мере использовать их, необходимо менять уровень требований к речи ребенка.
Однако требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.
Педагог объясняет родителям, как лучше общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития. Вместе с родителями он отслеживает динамику развития речи ребенка, предлагает закреплять в повседневной жизни то, что было усвоено на занятиях.
Организация специальных речевых игр и упражнений
На занятии развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей.
Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка,его индивидуальных возможностей.
То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями
педагога закрепляется воспитателями и родителями.
Накопление пассивного словаря
Пассивный словарь в нашем контексте — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные, слова-действия (глаголы, а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами. (Предложить словарик)
Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи.
Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром, подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.
Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребенок совершает действие—взрослый обозначает его
глаголом и т. д. ; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит:
«Будем мыть руки» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь.
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты,но не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.
Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны,
помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой — делает
речь более эмоциональной и насыщенной
Работа по расширению пассивного словаря и развитию понимания
речи ведется как педагогами, так и близкими ребенка. Если
родители развивают понимание речи в бытовых ситуациях,
то дефектолог расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения
специальных игр, используя при этом различные материалы
и игрушки, а также специальные приемы.
Игры для развития пассивного словаря
Румяные щёчки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия
частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит
ребенка показать различные части тела или лица.
— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи,
где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название,
а назначение части лица или тела.
—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит?
Чем Маша слушает?
Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого—ответственный
момент в работе с безречевыми детьми. Необходимо
отметить, что развитие речевого подражания — естественный
период в развитии детской речи как в норме, так и в случае
речевых нарушений при ЗПР. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать работу с неговорящими детьми
с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже,
с постановки звуков.
При этом не следует впадать в другую крайность — расширять
и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком
звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо
переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний
при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить
по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Развитие речевого подражания
Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на
эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем
появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Развитие у ребенка речевого подражания требует
соблюдения ряда условий: наладить эмоциональный контакт, что обеспечит
необходимую мотивацию речевой деятельности надо начинать с развития общего подражания
Для развития речевого подражания необходим определенный
уровень развития внимания и слухового восприятия, а также дыхания и готовности органов артикуляции (подробное описание этой работы можно найти в предлагаемой нами литературе);
необходим определенный уровень понимания речи
Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать
возникновения «попугайного» повторения—воспроизведения слов
без подлинного осмысления Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого,которые были озвучены выше:
-речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения
губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована,
с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны
произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не
следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Требования к речи ребенка: ответы ребенка принимаются в любом
виде. Главное, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения, наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости
от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в
игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-
слоги, несущие собственную смысловую «начинку»: ав-ав, ду-ду, би-би. Ребёнок может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама,
папа, дай, на, киса, и т. д. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, чем их больше в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении
нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию
слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку
Помимо правильно произносимых слов в детской речи присутствуют «аномальные слова»:
-Слова-фрагменты, «мако» (молоко)
-Слова-звукоподражания, «ам-ам»(кушать) и т. п.
-Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «палата» (лопата)
При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На занятиях используются прежде всего слова-звукоподражания.
Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
Однако закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.
В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка?
Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в
ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных
игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.
Варианты речевого подражания предлагаются в такой последовательности: звуки — аморфные слова— слова—фразы. Такая форма предложения материала позволяет гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение.
Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы, т. к. в этом возрасте уровень развития речи детей может сильно различаться.
В заключение хотелось бы сказать о некоторых эффективных приемах вызывания у детей речевого подражания.
В случае, когда в игре используются стихотворные тексты после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний,слов и фраз, предлагается использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения.
Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной
эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.
Увеличивать сложность заданий можно постепенно Если дети затрудняются, помогите им — произнесите нужные слова сами и временно вернитесь на предыдущий уровень выполнения задания.
Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на начальном этапе работы.
Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержанию — состоять из слов, доступных пониманию детей, знакомых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр.
В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куплеты.
В случае, когда игра проходит в форме беседы.
Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку
для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос,побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. (Некоторые приёмы вы сможете посмотреть на видео)
Игры для развития общего и речевого подражания
Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение
звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.
—Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
—Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели:
«У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая
движения произнесением длительного непрерывного звука У-
Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались
друг с другом.
Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д.
Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий,использования специфических приемов.
Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается
следующий этап общения и развития.