МААМ-картинки

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»

Гребенюк Ирина Викторовна
Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом:

Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря

Подготовка органов артикуляции, дыхания

Развитие мелкой и тонкой моторики

Вызывание активной речи, использование в речи смысловых звукоподражаний, аморфных слов, простых слов и фраз.

Публикация «Занятие по развитию речи „Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками“» размещена в разделах

В случаях, когда заходит разговор о ребенке, который еще не научился говорить, часто можно услышать:«Он все понимает, только пока не говорит». Это подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.

Однако при начале регулярных занятий видны пробелы в знаниях ребенка: он не

только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе.

Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием

речи неговорящими детьми не просто желательна, а необходима.

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание

речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению

пассивного словаря.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях и режимных моментах, так и в ходе специально организованных занятий, игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и дефектолог с воспитателем,музыкальный руководитель и инструктор физвоспитания. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой

среды.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

-постоянный разговор с ребенком;

-единые требования к речевому общению с ребенком всех близких

взрослых;

-определенные требования к речи окружающих взрослых;

-постепенное усложнение речевого общения;

-организация специальных речевых игр и упражнений.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая

все обычные ситуации (одевание,еда и др.). Такую же работу следует проводить во время игр, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После

того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его,

ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить

малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет

или совершить с ним какое-либо действие.

Пример проговаривания взрослым различных ситуаций вы увидите на экране нашего видео

Умывание

—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в

другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай

руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хоро-

шенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку —

вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки

и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду

с ручек—вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо

и руки. Молодец! Смотри, какой чистенъкий стал.

Ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом

узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает

значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения

слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются

в сознании ребенка.

Подобную работу проводит и дефектолог во время занятий.

Во-первых,педагог проговаривает все происходящее на занятии.

Во-вторых, использует для речевого общения спонтанно возникающие

во время занятия ситуации, что дает возможность познакомить

ребенка с новыми словами.

В-третьих, специально организует ситуации, в которых ребенок получает возможность использовать свои речевые навыки.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивость требований со стороны значимых для него

взрослых вредна любому ребенку

В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка,

который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо

приложить все усилия, чтобы к развитию речи был единый подход.

Необходимо научить родителей правильно общаться со своим

ребёнком: с одной стороны помогать, с другой — создавать ситуации,

в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью. (Ты хочешь куклу или мяч)

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию,необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной,могла стать эталоном.

У детей с ЗПР усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется.

Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Необходимо постараться, чтобы

речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала

следующим требованиям: (на слайде)

-правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых

нарушений;

-четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной

артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого,

с выделением ударного слога;

-простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

-повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения

взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

-богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Постепенное усложнение речевого общения

В ходе спонтанного развития и специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. Появляются новые речевые навыки, расширяются возможности. Чтобы в полной мере использовать их, необходимо менять уровень требований к речи ребенка.

Однако требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.

Педагог объясняет родителям, как лучше общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития. Вместе с родителями он отслеживает динамику развития речи ребенка, предлагает закреплять в повседневной жизни то, что было усвоено на занятиях.

Организация специальных речевых игр и упражнений

На занятии развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей.

Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка,его индивидуальных возможностей.

То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями

педагога закрепляется воспитателями и родителями.

Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь в нашем контексте — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные, слова-действия (глаголы, а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами. (Предложить словарик)

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи.

Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром, подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребенок совершает действие—взрослый обозначает его

глаголом и т. д. ; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит:

«Будем мыть руки» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты,но не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны,

помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой — делает

речь более эмоциональной и насыщенной

Работа по расширению пассивного словаря и развитию понимания

речи ведется как педагогами, так и близкими ребенка. Если

родители развивают понимание речи в бытовых ситуациях,

то дефектолог расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения

специальных игр, используя при этом различные материалы

и игрушки, а также специальные приемы.

Игры для развития пассивного словаря

Румяные щёчки

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия

частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит

ребенка показать различные части тела или лица.

— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи,

где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название,

а назначение части лица или тела.

—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит?

Чем Маша слушает?

Развитие активной речи ребенка

Создание потребности подражать слову взрослого—ответственный

момент в работе с безречевыми детьми. Необходимо

отметить, что развитие речевого подражания — естественный

период в развитии детской речи как в норме, так и в случае

речевых нарушений при ЗПР. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать работу с неговорящими детьми

с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже,

с постановки звуков.

При этом не следует впадать в другую крайность — расширять

и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком

звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо

переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний

при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить

по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Развитие речевого подражания

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на

эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем

появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Развитие у ребенка речевого подражания требует

соблюдения ряда условий: наладить эмоциональный контакт, что обеспечит

необходимую мотивацию речевой деятельности надо начинать с развития общего подражания

Для развития речевого подражания необходим определенный

уровень развития внимания и слухового восприятия, а также дыхания и готовности органов артикуляции (подробное описание этой работы можно найти в предлагаемой нами литературе);

необходим определенный уровень понимания речи

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать

возникновения «попугайного» повторения—воспроизведения слов

без подлинного осмысления Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого,которые были озвучены выше:

-речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения

губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована,

с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны

произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не

следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Требования к речи ребенка: ответы ребенка принимаются в любом

виде. Главное, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения, наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости

от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в

игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-

слоги, несущие собственную смысловую «начинку»: ав-ав, ду-ду, би-би. Ребёнок может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама,

папа, дай, на, киса, и т. д. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, чем их больше в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении

нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию

слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку

Помимо правильно произносимых слов в детской речи присутствуют «аномальные слова»:

-Слова-фрагменты, «мако» (молоко)

-Слова-звукоподражания, «ам-ам»(кушать) и т. п.

-Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «палата» (лопата)

При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На занятиях используются прежде всего слова-звукоподражания.

Кроме этого, в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.

Однако закреплять и поддерживать такую автономную речь ребенка нельзя.

В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка?

Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в

ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных

игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Варианты речевого подражания предлагаются в такой последовательности: звуки — аморфные слова— слова—фразы. Такая форма предложения материала позволяет гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение.

Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы, т. к. в этом возрасте уровень развития речи детей может сильно различаться.

В заключение хотелось бы сказать о некоторых эффективных приемах вызывания у детей речевого подражания.

В случае, когда в игре используются стихотворные тексты после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний,слов и фраз, предлагается использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения.

Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной

эффект. Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.

Увеличивать сложность заданий можно постепенно Если дети затрудняются, помогите им — произнесите нужные слова сами и временно вернитесь на предыдущий уровень выполнения задания.

Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на начальном этапе работы.

Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержанию — состоять из слов, доступных пониманию детей, знакомых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр.

В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куплеты.

В случае, когда игра проходит в форме беседы.

Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку

для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос,побуждая ответить выделенным словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. (Некоторые приёмы вы сможете посмотреть на видео)

Игры для развития общего и речевого подражания

Самолёты

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение

звука У.

Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.

—Послушайте стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

—Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели:

«У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая

движения произнесением длительного непрерывного звука У-

Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались

друг с другом.

Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д.

Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий,использования специфических приемов.

Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается

следующий этап общения и развития.

Публикации по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска Учитель-логопед: Гриценко С. Э. Слайд: Уважаемые коллеги, представляю вам тему.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в средней группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возрастаИгровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития.

Занятие по формированию речевой активности «Игры с неговорящими детьми» Игры с неговорящими детьми Формирование речевой активности Игра «Солнце-дождик» Цель: формирование речевой активности, активизация повторения.

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед.

Из опыта работы «Особенности работы со старшими дошкольниками, имеющими недостатки звукопроизношения» Основная задача, которая ставится по воспитанию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте – дальнейшее совершенствование речевого.

Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 19:50
+125Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Гребенюк Ирина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД