Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста.
Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую необходимо прочитать вслух.
Сказочная ситуация, предлагаемая ребёнку, должна отвечать следующим требованиям:
1. Ситуация не должна иметь правильного конкретного ответа (принцип «открытости»);
2. Ситуация должна содержать для ребёнка актуальную проблему, «спрятанную» в образном ряде сказок;
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Особенности сказкотерапии с детьми, Основные приёмы работы со сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
3. Вопрос и ситуация должны быть сформулированы и построены так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно прослеживать и строить причинно-следственные связи.
Предложила систему «сказкотерапевтической коррекции» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Данная система понимается, как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребёнка, расширение поля поведения и сознания ребёнка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребёнка и взаимодействие с ним на равных через работу со сказкой.
Разработанный автором курс по сказкотерапии включает в себя множество форм и приёмов работы, которые позволяют развивать творческое воображение, мышление, память и внимание, координацию и восприимчивость движений, адекватную самооценку и позитивную коммуникацию. Сказку можно: сочинять, рисовать, рассказывать, переписывать, драматизировать, анализировать.
Основные приёмы работы со сказкой.
1. Анализ сказки. Цель – это осознание и интерпретация того, что стоит за конкретной сказочной ситуацией, за поведением героев, за конструкцией сюжета. Данная форма работы используется с детьми от 5 лет и подростками. Анализ сказок и сказочных ситуаций должен быть построен в форме индивидуальной работы или групповой дискуссии, где каждый высказывает своё мнение к той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок. Данный приём помогает проработать такие акценты, как развитие воображения, фантазии, творчества, способности к децентрированию.
3. Переписывания сказок. Дописывание и переписывание народных и авторских сказок имеет смысл тогда, когда ребёнку чем-то не нравится поворот ситуаций и событий, сюжет или конец сказки, и т. д. Психокоррекционный смысл переписывания сказки заключается в том, что ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит оптимальный вариант разрешения ситуации, который освобождает его от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребёнок самостоятельно корректирует свои движения и делает поведение куклы более выразительным, а также позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребёнок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. Ребёнок, самостоятельно сочиняя сказку по определённой теме, отражает свою проблемную ситуацию и способы её решения. Данный вариант даёт возможность отреагировать значимые эмоции, выявить затруднения и внутренние конфликты.
Таким образом, зная особенности сказкотерапии и основные приёмы работы со сказкой, педагог в работе с детьми поможет развивать воображение, мышление, внимание, память, координацию и восприимчивость движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.