Надежда Александрова
Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста
В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития речи детей в игре и ставится задача — представить некоторые игровые приемы в логопедической работе с детьми раннего возраста.
Ранний возраст — самый благоприятный периода для развития у детей многих психических функций, в том числе и речи.
Публикация «Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста» размещена в разделах
Особенно пристальное внимание требуется, если ребенок отстает в речевом развитии или же у ребенка отсутствует речь. Задачи по развитию речи детей реализуются на специальных занятиях логопеда. Рабо-та логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях [2].
Занятия по развитию речи детей должны быть интересными, эф-фективными, необходимо обучать играя, а не просто играть — это одна из главных проблем, которую необходимо решать логопеду в работе с детьми раннего возраста.
Многие педагоги и исследователи, в том числе Жукова Н. С., отме-чают, что активизация речи детей должна быть тесно связана с практиче-ской деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации [3].
Цель данной статьи — представить некоторые игровые приемы, которые будут полезны в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста. Говоря об игровых приемах в работе логопеда среди неговорящих детей, мы будем иметь в виду детей с задержкой речевого развития и детей с моторной алалией.
Использование игровых приемов, представленных в статье, будет способствовать развитию у детей речевого подражания, развитию слухового внимания и восприятия, речевого слуха, развитию понимания речи, пассивного словаря и активной речи.
Гости
Цель: развитие подражания речи взрослого — повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно со-орудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».
— Вот какой у нас дом получился замечательный — большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (иг-рушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!»
— «ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости.
Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.
В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика — ИА, козлика — БЕ, голубя — ГУЛИ-ГУЛИ, ворону — КАР, мышку — ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого — повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.
Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
— НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом — протя-гиваем руку, производим ладонью «просительное» движение к себе.
— А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попро-сить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раз-дайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
«Фотографии»
В рабочей тетради ребенка нарисован домик с пятью вырезанными окошками. По просьбе логопеда родители приклеивают на следующий лист тетради, напротив каждого окошка, фотографии ребенка и членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки). Причем фотографии нужно подобрать такие, чтобы можно было сказать, например: «У мамы бусы (киска, книжка, сумка)». На индивидуальных занятиях с этой картинкой логопед работает до тех пор, пока ребенок не научится называть себя в третьем и первом лице; называть членов семьи, употребляя указательное местоимение; понимать вопрос «у кого?»; употреблять предлог «у» в ответе и изменять окончание существительного; отвечать на вопрос словом, затем фразой из двух слов; составлять фразу из знакомых сочетаний.
«Угадай, кто что будет делать»
Цель: учить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать.
На столе сидят куклы, одетые по-разному, в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму; кукла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с карандашом и листком бумаги и т. д.
Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.
«Где игрушка?»
Цель: учить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «в».
На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут игрушку; такая же игрушка кладется на крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает ту игрушку, которую просит взрослый: «Возьми игрушку, которая лежит в коробке (на коробке)».
Список использованной литературы
1. Браткова, М. В. Коррекционное обучение и развитие детей ран-него возраста в играх со взрослыми : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М. В. Брат-кова, А. В. Закрепина, Л. В. Пронина; под редакцией М. В. Братковой. — М. : ПАРАДИГМА, 2013. — 128 с.
2. Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет / Елена Янушко. — Изд. 5-е, исправл. — М. : Те-ревинф, 2009. — 192 с.
3. Жукова, Н. С. Формирование речи у детей с моторной алалией.