Ольга Антонова
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Антонова Ольга Аркадьевна
Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Публикация «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний необходимых ребенку в дальнейшем в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности в период школьного обучения. К тому же не все дети имеют склонности к математике и обладают математическим складом ума, и поэтому при подготовке детей к школе, важно, именно в дошкольном возрасте с целью развития мышления использовать различные виды несложных логических задач и упражнений.
Логические задачи, упражнения воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачки способствуют у ребенка умению быстро воспринимать познавательные задачи и находить на них верные решения. Дети начинают понимать, что для решения логической задачи им необходимо сосредоточиться, дети начинают осознавать, что такая задача содержит "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем состоит хитрость и уловка.
Такие задачки и упражнения применяются не только в непосредственно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, но и в повседневной жизни ребенка. Например, в старших группах логические упражнения используются в качестве "умственной гимнастики" в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения.
Примерные логические задачки по математике:
- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишенки. Сколько всего вишен растет на клене? (ответ: ни одной - на клене вишни не растут)
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (ответ: трое)
-Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела по 3-х котят. Сколько ног было на мельнице? (Ответ: две ноги. У кошек лапы)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (ответ: 4 ноги) и т. д.
Также можно использовать логические концовки, например:
- Если стол выше стула, то стул (ниже стола);
- Если 2 больше одного, то один (меньше 2) ;
- Если правая рука справа, то левая (слева) и т. д.
Если вы видите, что дети не справляется с решением логических задач, то возможно они не научились концентрировать своё внимание и запоминать условие задачи. Вполне вероятно, что дети, слушая условие задачи, могли что - то забыть или просто не понять. В этом случаи педагог должен помочь ребенку сделать определенные выводы из условия математической задачи. Прочитав первое предложение, нужно обязательно спросить у ребенка, что он узнал, и что он понял. И так далее.
Можно решить при ребенке вслух какую – либо логическую задачу. При этом делая определенные выводы после каждого предложения. Это делается для того, чтобы ребенок - дошкольник смог проследить за ходом ваших мыслей. Делается это для того, чтобы ребенок смог понять принцип решения подобных задач.
На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно- поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
Например: Лепка цифр
Не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась конфетка, рыбка и др.
Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т. д
Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.
Палочки Кюизенера. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной "цветной алгеброй". Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа.
С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).
Детям можно предложить следующие упражнения: "Назови число — найди палочку", «Строим из палочек пирамидку», «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20», из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки и множество других упражнений.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.