Ирина Полянская
Основные задачи в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В эзотерике считается, что существует несколько миров. Один из них – наш трехмерный мир, в котором живем мы с вами. Наш мир устроен совершенно как самая важная школа. И существует очередь из душ, которые хотят воплотиться в этом мире и осуществить человеческую миссию. Души, желающие обрести плоть, выбирают себе родителей, место, где родиться и в каком виде родиться. Душа знает, для чего она хочет воплотиться в этом мире. Бывают души, которые хотят появиться на короткий срок или родиться инвалидом, чтобы повлиять на своих родителей или испытать процесс рождения, улучшить других, осознать смысл жизни и так далее. И поэтому, полезно иметь в виду, что душа никогда не появляется на свет, если сама того не хочет и не умирает, если сама того не хочет.
Публикация «Основные задачи в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
А теперь уйдем из эзотерики в научные данные. В европейской и восточной культуре существуют различия в понимании начала психической жизни: в европейской культуре считается, что психическая жизнь появилась с момента рождения человека, в восточной культуре с момента зачатия. В действительности психическая жизнь начинается с 4 месяца беременности. В 4 месяца ребенок начинает шевелиться. Сеченов говорил, что конечным звеном всякого психического акта является движение. Отголоском всякого психического переживания является движение. На 4 месяце последовательно включаются все анализаторы. Первым включается слуховой анализатор и активно работает, кстати, он последним выключается. Когда у человека отключается сердце, останавливается дыхание, еще несколько секунд, он способен слышать. Поскольку ребенок рождается с хорошо развитым слухом, он очень чувствителен к резким, негармоничным звукам. Такой звук действует не только на слуховой анализатор, а на мозг, который включает биохимические процессы организма, которые в свою очередь действуют на вегето-сосудистую систему. Включаются защитные механизмы, и ребенок сначала проявляет раздражение, возбуждение, утомление и засыпает. Подобная перестимуляция разрушает сосудистую систему человека, что в зрелом возрасти грозит ранними инсультами. Поэтому среда, в которой живет младенец и ребенок раннего возраста должна быть чистой. Но психика человека питается ощущениями, как организм питается пищей. Психике нужно чтобы было на что смотреть, слушать, чувствовать и это менялось. Иначе возникают сложные психические нарушения, которые могут стать необратимыми. Исследования показывают, что дети очень любят музыку и музыкальные предпочтения младенцев похожи на предпочтения животных. Животные, слушающие классическую музыку, лучше себя ведут: коровы дают больше молоко, свиньи не едят своих поросят. Любимая музыка животных – классика, из классики предпочитают Баха и Моцарта.
Хотя слух ребенка к моменту рождения хорошо развит, он точно чувствует ритм, но не понимает значения слов. В советское время огромное значение имело радио и телевещание. Выбирался медленный ритм и очень четкая, правильно поставленная речь. Правительство делало ставку на рабочих и крестьян, то есть на неграмотных людей. Так как известно, что чем менее психически развит человек, тем хуже воспринимается быстрая речь. Темп говорения должен соответствовать темпу перевода на язык психических образов. У ребенка способность мыслить и воспринимать информацию в виде образов находится на стадии формирования. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы должны всегда помнить, что наша речь должна быть медленной и четкой.
Также с 4 месяца беременности глазки ребенка уже видят. Рождаясь, он уже предпочитает смотреть на мамино лицо и вообще на лицо человека. Поэтому младенцу полезно показывать изображения лица человека. Все, что с младенцем происходит на 1 году жизни обобщается им, и записывается на двигательном уровне. К 1 году формируется базовая коммуникативная программа, которая и проявляется всю жизнь. На формирование общения существенную роль оказывает процесс кормления. В 40 – 50 годах в Америке активно пропагандировалось искусственное вскармливание. Вследствие такой пропаганды появилось поколение эмоционально тупых людей, испытывающих сложности в налаживании и поддержании социальных контактов. Изучив ситуацию, психологи пришли к выводу, что кормление - тончайшая форма общения. Во время сосания младенец проявляет невербальные формы общения: делает паузы, смотрит в глаза матери, издает звуки, трогает мать или себя рукой.
Начало любых диалогов формируется в первые месяцы жизни. Таким образом, 1 году у ребенка вырабатывается базовая коммуникативная программа. В психологии такие программы условно разделили на типы: А, В, С.
• Ребенок с программой А не знает, что такое хороший контакт с близким взрослым. Ему трудно общаться с близкими людьми на коротком расстоянии. Он надеется только на себя. Ему сложно строить отношения. Он предпочитает одиночество. Матери не терпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. Такие матери часто не могут сдерживать своих отрицательных эмоций по отношению к детям, что приводит к отдалению матери и ребенка. В конечном счете, матери просто перестают брать детей на руки, а дети в свою очередь, не стремятся к тесному телесному контакту с ними. Такие матери чаще бывают эгоцентричными. Они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Родители отличаются чрезмерно внимательным и щепетильным отношением к детям. Дети оказываются не в состоянии воспринять подобную «избыточную» заботу. Данный тип привязанности формируется в условиях низкой активности матери в режимные моменты.
• Дети с программой С очень привязаны к близкому человеку, не могут отделить свои чувства от него. Они боятся быть отвергнутыми и не способны быть в одиночестве. Часто бывают мстительным. Не самостоятельны. В школьном возрасте некоторые дети уже откровенно используют обман, манипулируют родителями и сверстниками. Первые отличаются завышенной самооценкой, недостаточной самокритичностью. Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное внимание к нему сочетается с полным игнорированием его интересов. Люди с такой программой часто совершают криминальные действия.
• Дети с программой В знают, что такое хороший контакт с близким человеком. Могут и любят быть вместе с ним, но способны находиться в одиночестве, если это необходимо. Подобная привязанность формируется на высоком уровне активности младенца в ситуациях кормления и бодрствования, при умении матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и вести диалог.
Из этого следует, что мама или близкий взрослый является основным проводником ребенка и помогает ему в формировании базового доверия к жизни. Она должна дать ему понять, что «Жизнь хороша, и жить хорошо. Плохо бывает, но мама всегда помогает и всегда все заканчивается хорошо».
Для формирования общения очень важно ребенка до 1 года много носить на руках. Таким образом, он быстрее развивается, так как получает огромный психотелесный опыт: он узнает как бьется сердце матери, когда она радуется, гневается, грустит, торопится, боится, как меняется ее голос, запах тела, движения. Находясь на руках матери, младенец считывает информацию всем телом. Тактильные ощущения помогают ребенку познать собственные границы. Такое познание очень важно, так как ребенок может легко слиться с другим человеком, но отделиться не может. Такой процесс можно наблюдать и у взрослого человека. Выделяют три типа:
• инфантильный
• взрослый
• эмоционально тупой – вообще не присоединяется к другому человеку.
Итак, какие задачи мы ставим при работе с детьми раннего возраста.
1. Организация среды, таким образом, чтобы были задействованы все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный, двигательный. Соблюдая при этом охранительный режим
2. Организация процесса кормления, как важной формы общения.
3. Выработка базового доверия к жизни.
4. Формирование привязанности.
Все о чем мы говорили раньше, характерно и для детей с умственной отсталостью. Эти дети развиваются по тем же законам, что и нормально развивающиеся дети. У них такие же потребности, но ограниченные возможности. И наша задача развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые помогут им жить в обществе. Понятие умственной отсталости – органическое поражение головного мозга, стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности. Самое сильное нарушение наблюдается в мышлении. Умственная отсталость может быть без распада личности и в этом случае прогноз развития удовлетворительный, и с распадом, с текущими заболеваниями головного мозга, здесь прогноз неудовлетворительный.
Особенности
1. Наблюдается общее психическое недоразвитие.
2. Мышление тугоподвижно.
3. Резко страдают внимание и память.
4. По общему мнению, эмоциональная область нарушена меньше всего, дети хорошо различают отношение к себе окружающих. Им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания. Развитые у большинства детей страхи, как проявление инстинкта самосохранения. Следствие этих страхов – несамостоятельность, безынициативность, негативное отношение ко всему новому, немотивированное упрямство. Неустойчивое настроение.