Приложение МААМ

Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста

Ольга Усольцева
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Усольцева Ольга Юрьевна

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №86», г. Березники

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение является одним из самых любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, память, певческий голос, который увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией.

Публикация «Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, упражняет и развивает дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок, невольно занимаясь пением, укрепляет свое здоровье. Но, самое важное, пожалуй, то, что пение активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

Однако, многолетний опыт работы в детском саду и результаты диагностики в последние годы, показывают, что дети стали петь крикливо, неестественным звуком, фальшиво интонировать, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены такие проблемы, как небольшой диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя. Это и побудило меня к поиску новых технологий, методов и форм работы в данном направлении.

В своей практике я стала применять здоровьесберегающие технологии, обращать внимание на охрану детского голоса, ведь именно детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.

С целью охраны детского голоса учитываю певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара. Осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона. Стараюсь оберегать голос от ненужного перенапряжения.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки, листочки и т. д.) Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме, применяю метод М. Стрельниковой.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: скороговорки, чистоговорки, речевые игры и артикуляционную гимнастики, пальчиковые игры.

Так же с своей практике применяю валеологические распевки, песенки-приветствия (О. Арсеневской, Е. Железновой, М. Картушиной). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки», «Начнем занятие, друзья», «Ну-ка все встали в круг» и др.

Ознакомившись с новинками методической литературы, опытом педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что продолжать работу по развитию певческих навыков не используя при этом специальных упражнений для формирования чистоты интонации, бессмысленно, поэтому огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как распевание. Ведь именно распевание необходимо для четкого и ясного понимания звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких и низких звуков и закрепления их на практике голосом.

Детям очень нравится петь. А распеваться? Все дело в том, что раздел – «Распевание» - это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо развит и имеет сравнительно небольшой репертуар. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы моим воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? И пришла к выводу: мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Так не совместить ли приятное с полезным? Поэтому на занятиях я применяю методику игрового распевания, музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой, автора пособия по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя».

Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.

3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

4. Игровое распевание может перейти плавно в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки использую и в других частях занятия – еще одно уместное закрепление голосом высоких и низких звуков, занимает во времени это всего полминуты и проходит в игровой форме, использую при этом и атрибуты. Так, например, распевка «Дюймовочка и Жук» исполняется детьми как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на занятии движения. А распевки «Лиса и Воробей», «Кот и Мышка», «Медвежонок и Пчела» и т. д. использую, как игровые песенки, после которых проводится подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной полянке» логически и гармонично перетекают в музицирование. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме, и как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание, как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Полученные на занятии навыки, ребята стали использовать и в самостоятельной деятельности, применять понравившиеся им игры и упражнения и в свободное от занятий время (в группах и дома).

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.

Библиографический список

• М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г

• О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.

• 3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.

• А. А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.

Публикации по теме:

Презентация «Игровые методы и приемы В. В. Воскобовича в развитии математических способностей детей» Образовательная область «Познание» Тема: «В царстве у госпожи «Математики». Цель: Показать возможности применения игровой технологии В. В.

Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.

Консультация для родителей «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему:«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»По образованию я профессиональная певица. Когда-то.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

НОД по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Вход детей. Под марш «Улыбка» дети входят в зал. МР. Сегодня у нас много гостей, поздороваемся с ними, а заодно и настроим свой слух и.

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста ___ Слайд№1 Слайд№2 “Музыкальное.

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 августа 2018 в 20:37
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Усольцева (УИ 20344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД