Надежда Николаева
Игровые методы как основа развития математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Публикация «Игровые методы как основа развития математических представлений» размещена в разделах
Таким образом, в игровой форме, прививая ребенку знания из области математики, воспитатель помогает малышу выполнять различные действия, которые развивают память, мышление.
Цель:
расширять кругозор математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : величине, форме и цвету, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических понятий.
Я хочу рассказать об игровых методах и приёмах, которые применяю с детьми своей группы, для развития математических представлений. Для достижения своей цели необходимо было создать центр занимательной математики, который представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, художественно оформленное место.
Основные задачи, решаемые при создании центра занимательной математики :
• Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов, «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
• Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте. Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
• Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.
Содержание центра занимательной математики : математические логические, развивающие и интеллектуальные игры. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
Игры с дидактическими игрушками выполняют ещё одну важнейшую задачу: способствуют развитию мелкой моторики пальцев, формируют ручную умелость. В группе есть дидактическая игрушка «Ёлочка» даёт возможность детям откручивать и закручивать крышки в соответствии с цветом шариков на ёлке, «Ладошки» имеет разную фактуру - меховые ладошки, кожаные, бумажные, также в группе есть много мозаик (магнитные и простые). Логический «Домик» очень заинтересовывает детей, благодаря его форме и функциям, дети самостоятельно подбирают ключи к замочкам и прячут зверей через отверстия в крыше в свои домики.
Игрушки побуждают малышей к мыслительной деятельности, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. Активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.
Во время образовательной деятельности по ФЭМП, я чаще всего пользуюсь игровым приёмом - приход сказочного персонажа, который позволяет «собрать» внимание детей, заинтересовать их. Очень часто к нам на занятия приходит Нюша, она приносит новые дидактические игры, участвует в объяснении правил, играет вместе с детьми. Например, во время игры в «Геометрическое домино» Нюша «спрашивает» : «У кого такая фигура?» (Нельзя говорить «у кого большая?») После того как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением на своей карте, Нюша говорит: «Правильно, у меня большой зелёный квадрат и у тебя такой же большой зелёный квадрат». Ещё Нюша знает много пальчиковых игр и физкультурных минуток.
Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. У детей развивается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, я побуждаю их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития.
В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие детей между собой и педагога с ребенком. Я веду свою работу в зоне их ближайшего развития : вместе с заданиями, предложенными в играх и упражнениях, которые дети могут выполнять сами, проявляя инициативу при выборе той или иной игры, я им предлагаю и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. В итоге, все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом, не тормозится движение вперед более подготовленных детей. На протяжении всей образовательной деятельности, я являюсь для детей партнером внимательным, а иногда даже азартным. Это важно не только для развития познавательных процессов и усвоению математических знаний, но и для сохранения и поддержки здоровья.
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным -математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать отношение «больше-меньше», «право-лево», «длиннее», «выше».
Набор способствует развитию детского творчества, фантазии, познавательной активности, мелкой моторики, внимания, пространственного ориентирования мышления, памяти.
В самостоятельной деятельности любой малыш, по своему желанию, использует дидактические игры. Я становлюсь лишь равноправным партнером в их замыслах (игра «Большой, средний, маленький», «Воздушные шары» и т. д.).
Самую интересную игру представляет собой «Логические блоки Дьенеша»,
в которой каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра, которая помогает:
• Развивать пространственные представления.
• Развивать логическое мышление.
• Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
• Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• Развивать речь.
• Успешно овладеть основами математики.
Как правило, дети самостоятельно и с удовольствием из них что - то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. По возможности связываю их содержание с формированием элементарных математических представлений. Например, игра «Каравай», в которой дети закрепляют понятия «выше – ниже», «уже – шире». Подвижная игра «Карусель» с давних пор пользуется большой популярностью у всех дошкольников, чему способствует не только то, что содержание игры напоминает детям катание на карусели, но и своеобразие игровой ситуации. В игре удачно сочетаются такие важные элементы, как движение, образное слово и способ взаимодействия между участниками. Двигаясь одновременно и одинаково, в темпе, который задается текстом, дети все вместе создают и переживают образ карусели, движение которой, то ускоряется, то замедляется. Общее переживание вызывает подлинный всплеск общего веселья, которое, конечно же, сближает детей.
Научно обосновано, что развивающие игры способствуют становлению личности ребенка. Среди всех можно выделить Игры с песком, как самые увлекательные. Что может быть более завораживающим как не игра с песком? Пластичная масса «Космический песок» сочетает в себе свойства пластилина и обычного песка. Она хорошо лепится и в тоже время может долго держать форму, но стоит нарушить структуру, как на глазах песок теряет свойства и становится рассыпчатым. Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т. д.) и величину (большой, маленький, средний).
Для закрепления понятий величины, формы и цвета, я сделала макет страны Фигурии. Каждая фигурка живет в своем домике, и ее окружение имеет такую же форму, как и она сама (треугольник живет в треугольном шалаше, вокруг него треугольные ёлки, вдоль узкой дорожки растут треугольные цветы и т. д.) Так же, в этой игре закрепляются понятия «широкий – узкий». Фактура материала разная : глянцевая бумага, бархатная бумага, ребристый картон. Всё это способствует сенсорному развитию мелкой моторики рук ребенка. Дети берут на себя роли в соответствии с сюжетом игры: Рома – квадрат, Миша – круг, Кира – треугольник, Ксюша – овал. Они живут каждый в своем уголке и ходят друг к другу в гости.
Мир математики совершено особенный. В нем множество абстрактных понятий и объектов, живущих по своим математическим законам и разговаривающих на своем математическом языке при помощи особой системы символов. Учитывая эту специфику, знакомство маленького ребенка с миром математики должно происходить как можно нагляднее, естественнее и через игру.
Список литературы
1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа – М. : Мозаика-Синтез, 2014
2. Белошистая А. В. Формирование математических способностей : пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001
3. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой : методическое пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006.