Людмила Мельникова
ЗММ как средство развития элементарных математических представлений у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
“Математика…выполняет порядок, симметрию
и определенность. А это важнейшие виды прекрасного”
Аристотель
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
Публикация «ЗММ как средство развития элементарных математических представлений у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. В связи с этим мы стали использовать игровые занимательные пособия для детей.
Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.
Задачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:
1. Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
2. Формирование символической функции сознания;
3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
4. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
6. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды :
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
- головоломки;
-логические задачи;
-кубики, лабиринты;
-игры на составление целого из частей;
игры на передвижение.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Формы и методы представления занимательного материала :
• Совместная игра воспитателя с ребенком;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Математические праздники и развлечения;
• Занятия (в соответствии с учебным расписанием);
• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
• Чтение математических сказок.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Можно выделить следующие необходимые средства реализации :
• Игры шашечного хода.
• Шашки, шахматы.
• Головоломки. Головоломки с палочками.
• Разнообразные лото.
• Рамки вкладыши.
• Блоки Дьениша.
• Палочки Кьюзенера.
• Игры на классификацию.
• Мозаики.
• Строительные наборы.
• Игры на составление узоров.
• Лабиринты.
• Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.
• Игры для ориентировки на листе бумаги.
• Игры на передвижение.
• Игры В. Воскобовича.
• Настольно-печатные игры.
• Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
• Математические сказки.
Принципы организации образовательного процесса
1. Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
4. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
5. Принцип доминирования интересов.
6. Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
7. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Создание педагогических условий
Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, мы организовали педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Для эффективного решения образовательных задач группа оснащена необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ, где концентрируются все игры и пособия – “Уголок занимательной математики”.
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организован он с помощью обычных предметов детской мебели : стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
В детском саду созданы такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Задачи “Уголка занимательной математики” :
1. Целенаправленное формирование у детей 5 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествовало подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещен разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбран он также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Накоплен, систематизирован, помещен в специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр мы разнообразили их виды, вводили более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголка отвечает его назначению, привлекает и заинтересовывает детей. Для этого используются геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении использовались фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке мы организовали с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Мы предлагали ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекали малоактивных детей, заинтересовывали их игрой и помогали освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики :
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, вечеров досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно–образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.
При формировании у детей математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.
Этапы формирования математических представлений :
Старший дошкольный возраст:
• на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;
• развивать познавательные и творческие способности детей : умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;
• свободно общаться со взрослым по поводу игр и заданий;
• овладение играми на передвижение, шашечного хода;
• отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;
• развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.
Приложение 1
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?
Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?
На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)
Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?
Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)
Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)
ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…
(вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая рука… (слева).
СЧИТАЛКИ
Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!
Шесть, семь! Солдат идет в мундире,
Пойду каши я поем. С винтовкой на плече
Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.
Кому водить, гадайте!
Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –
Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!
В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,
Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!
Кто из нас пойдет искать.
Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.
Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,
Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,
В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,
Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,
Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,
Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,
Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.
Снова будем мы считать: Он сердит на нас – беда!
Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!
Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –
Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.
Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –
Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, а дальше семь - Пять, шесть, семь, восемь –
Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Машенька, води!
ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ
Ежик по лесу шел, Под кустами у реки
На обед гриб нашел: Жили майские жуки:
Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.
Один – у осины. Кто их может сосчитать?
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –
На горе катается? Нашла два масленка!
Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!
Один дожидается. Сколько грибов на картинке?
Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,
На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.
Два яичка в гнезде Рыбак Корней
У наседки лежат. Поймал трех окуней.
Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –
Отвечай поскорей: Четырех карасей
Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки
У наседки моей? Натаскали из реки?
Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед
Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.
«Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,
Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.
Берегите, не теряйте». Кто считать, ребята, ловок?
Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено
морковок?
Расставил Андрюшка Посадила мама в печь
В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.
Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы
Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,
Вместе с лисой – Да еще один пирог
Зайка косой. Кот под лавку уволок.
Следом за ними – Да еще из печки пять
Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.
Сколько игрушек Если можешь, помоги –
Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!
Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок
За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,
Но один малыш устал: А из них лишь три сороки
От товарищей отстал. Приготовили уроки.
А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок
Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?
Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик
Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.
Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,
Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?
В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.
А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.
А за ним Маринка, Две большие клеточки,
А за ней Иринка. В каждой по три веточки,
А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,
Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может.
Кто же ей поможет?
У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.
Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.
Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,
Свяжу и платьев будет (шесть). Три с кислинкой.
Сколько их?
СТИХИ-ШУТКИ
Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Не реви! –
Сказал малыш. –
Ведь на пятом ты сидишь!
Л. Пантелеев
Лида ставила тарелки
На столе ребятам всем:
Ровно семь тарелок мелких
И глубоких – тоже семь.
Принесла в солонке соли,
Ложек тоже ровно семь:
Лене, Оле, Жене, Толе,
Мае, Рае, Коле – всем!
Положила вилки с краю,
Не забыла ничего.
Говорят ей: «Не хватает
Здесь прибора одного».
- Нет, я всех ребят считала,
Сосчитаю я опять!
И опять она считала,
Стала всех перечислять:
«Лена, Рая, Оля, Мая,
Толя, Коля, Женя – семь!»
И нарочно вслух считает,
Чтобы слышно было всем.
Вот и кончена работа,
Можно звать к столу ребят!
- Ты обидела кого-то, -
Снова Лиде говорят.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ,
ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
• В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько в море пароходов? (9 пароходов)
• В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке, показать на наглядном материале)
• Как в решете воды принести? (когда вода замерзнет, превратится в лед)
• Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
• Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
• Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна – папа, слева то окна – Вова, спиной к окну мама. Как можно сесть по другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов – показать на наглядном материале)
• Наступил долгожданный Январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (в Январе деревья не цветут)
• Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, а Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад? (6 частей)
• Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько – ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи? (на низких участках дороги)
• В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся на 3 метра и достиг середины. Какой длины канат? (6 м)
• Неожиданно пошел сильный дождь. Однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему? (они наблюдали за дождем из окна; у каждого был зонт или плащ)
• У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
• Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
• Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучки, если каждый в свою, или 1 большая, если весь песок дети ссыпали вместе)
• Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значим, в нем ничего нет)
• По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, они только нырнули)
• В вазе – 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)
• 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)
• 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
• У Тани и у Кати по 4 тетради. Таня дала Кате 2 тетради. Сколько тетрадей стало у каждой девочки? (у Кати стало 6 тетрадей, а у Тани – 2 тетради)
• Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, а брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше)