Светлана Паняева
Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников «Игры со звуками и буквами»
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ. «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ»
для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников
ВЕДУЩИЙ: - Добрый день, уважаемые воспитатели!
Вместе сегодня мы дружно поиграем.
Вместе сегодня о буквах и звуках узнаем!
Публикация «Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников „Игры со звуками и буквами“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать ребенку в руки любой предмет, с которым он не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если ребенок приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то и знание букв не поможет ему научиться читать. Вот сегодня мы поиграем в звуковые игры, игры с буквами, чтобы радостно и легко играть в них с нашими любимыми детишками.
Ведущий говорит с детьми о том, что есть разные звуки : гласные и согласные, согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Читает характеристику звука, а дети его отгадывают.
— Я — гласный звук, умею петь и кричать, как малыш у врача на приёме ([а]).
— Я — согласный звук, твёрдый, обозначаюсь синей фишкой, умею рычать, как тигр ([р]).
— Я — согласный звук, мягкий, умею звенеть, как комар ([з’]).
(ведущий переодевается в сказочного героя «Буквоеда»)
БУКВОЕД : - Здравствуйте, мои дорогие дети. Вас приветствует большой друг и любитель звуков и букв. Меня зовут Буквоед. Да – да-да. Буквоед. Только буквы я не ем, а люблю с ними играть, составлять из них слова, отыскивать их вокруг, и, конечно же, собирать. А вы хотите со мной поиграть?
- Сначала поиграем со звуками. А вы знаете, что такое звуки?
БУКВОЕД : -Вся наша речь строится из звуков. Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить). На какие 2 группы делятся звуки? Почему одни звуки называются «гласными», а другими «согласными»? Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Ой, какие молодцы!
БУКВОЕД : - Ну, что поиграем…
ИГРА «ЧЕЙ ГОЛОСОК?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
***
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
(Имя водящего.)
***
К нам кукушка в огород
Залетела и поет.
А ты, (имя водящего, не зевай,
Кто кукует, отгадай! Ку-ку-ку!
***
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего, не зевай,
Кто петух у нас, узнай! Ку-ка-реку!
ИГРА «ПОТЕРЯЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ».
Цель: упражнять детей в дифференциации
гласных и согласных звуков на слух, в выделении
первого звука в слове; развивать мыслительные
операции, фонематический слух; подготавливать
детей к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов
(красного, синего и зелёного цвета).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что
необходимо определить первый звук в названии
животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома
соответствует характеристикам звуков : красный
цвет — гласный, синий — согласный твёрдый,
зелёный — согласный мягкий.
ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, животные, в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].
ИГРА «ВЕРТОЛИНА»
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
ИГРА «ЛОТО»
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
ИГРА «ЦЕПОЧКА»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «РАДИО».
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.
Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.
Ход игры. Некоторым детям предлагаются
карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в
каждой из которых пропущена одна буква, а
другим детям — эти пропущенные буквы. Они
должны определить, какой буквы не хватает, и
дать объявление по радио. Ведущий показывает
пример, берё т микрофон и говорит: «В слове
ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает
гласный звук [у]».
ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук : в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
ИГРА «МАШИНЫ»
Цель: развивать умение выделять первый звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: машины с кармашками, набор предметных картинок.
Описание: В городе Букв ездят машины разных марок. А марками машин служат буквы. И каждая машина возит только тех пассажиров, названия которых начинаются с этой буквы. Сложите в машину марки "Л" все карточки со словами на эту букву, а в машину марки "М" - все слова, начинающиеся с буквы "М" и т. д.
ВЕДУЩИЙ: - Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов. И самое важное – совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом к началу чтению детей. Удачи Вам!