Папки-передвижки

Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников «Игры со звуками и буквами»

Светлана Паняева
Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников «Игры со звуками и буквами»
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ. «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ»

для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников

ВЕДУЩИЙ: - Добрый день, уважаемые воспитатели!

Вместе сегодня мы дружно поиграем.

Вместе сегодня о буквах и звуках узнаем!

Публикация «Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников „Игры со звуками и буквами“» размещена в разделах

Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать ребенку в руки любой предмет, с которым он не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если ребенок приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то и знание букв не поможет ему научиться читать. Вот сегодня мы поиграем в звуковые игры, игры с буквами, чтобы радостно и легко играть в них с нашими любимыми детишками.

Ведущий говорит с детьми о том, что есть разные звуки : гласные и согласные, согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Читает характеристику звука, а дети его отгадывают.

— Я — гласный звук, умею петь и кричать, как малыш у врача на приёме ([а]).

— Я — согласный звук, твёрдый, обозначаюсь синей фишкой, умею рычать, как тигр ([р]).

— Я — согласный звук, мягкий, умею звенеть, как комар ([з’]).

(ведущий переодевается в сказочного героя «Буквоеда»)

БУКВОЕД : - Здравствуйте, мои дорогие дети. Вас приветствует большой друг и любитель звуков и букв. Меня зовут Буквоед. Да – да-да. Буквоед. Только буквы я не ем, а люблю с ними играть, составлять из них слова, отыскивать их вокруг, и, конечно же, собирать. А вы хотите со мной поиграть?

- Сначала поиграем со звуками. А вы знаете, что такое звуки?

БУКВОЕД : -Вся наша речь строится из звуков. Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить). На какие 2 группы делятся звуки? Почему одни звуки называются «гласными», а другими «согласными»? Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Ой, какие молодцы!

БУКВОЕД : - Ну, что поиграем…

ИГРА «ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

***

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

(Имя водящего.)

***

К нам кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты, (имя водящего, не зевай,

Кто кукует, отгадай! Ку-ку-ку!

***

Сел петух на забор,

Закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего, не зевай,

Кто петух у нас, узнай! Ку-ка-реку!

ИГРА «ПОТЕРЯЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ».

Цель: упражнять детей в дифференциации

гласных и согласных звуков на слух, в выделении

первого звука в слове; развивать мыслительные

операции, фонематический слух; подготавливать

детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов

(красного, синего и зелёного цвета).

Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что

необходимо определить первый звук в названии

животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома

соответствует характеристикам звуков : красный

цвет — гласный, синий — согласный твёрдый,

зелёный — согласный мягкий.

ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, животные, в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].

ИГРА «ВЕРТОЛИНА»

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

ИГРА «ЛОТО»

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

ИГРА «ЦЕПОЧКА»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «РАДИО».

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.

Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

Ход игры. Некоторым детям предлагаются

карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в

каждой из которых пропущена одна буква, а

другим детям — эти пропущенные буквы. Они

должны определить, какой буквы не хватает, и

дать объявление по радио. Ведущий показывает

пример, берё т микрофон и говорит: «В слове

ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает

гласный звук [у]».

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук : в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

ИГРА «МАШИНЫ»

Цель: развивать умение выделять первый звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: машины с кармашками, набор предметных картинок.

Описание: В городе Букв ездят машины разных марок. А марками машин служат буквы. И каждая машина возит только тех пассажиров, названия которых начинаются с этой буквы. Сложите в машину марки "Л" все карточки со словами на эту букву, а в машину марки "М" - все слова, начинающиеся с буквы "М" и т. д.

ВЕДУЩИЙ: - Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов. И самое важное – совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом к началу чтению детей. Удачи Вам!

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы)Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы) Что такое игры на знакомство? Это такой вид игровой деятельности, который направлен на создание благоприятной обстановки в группе детей,.

Игры с буквами для старших дошкольниковИгры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников «Игры со звуками и буквами»
Опубликовано: 17 января 2022 в 13:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой практикум для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников «Игры со звуками и буквами»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Паняева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД