Наталья Коновалова
Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
Но обучение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Вот уже на протяжении нескольких лет в практику организации воспитательно – образовательного процесса МБДОУ в рамках познавательно – речевого развития ребенка –дошкольника, входят программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочнее, правила, усвоенные ребенком. Впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Все мероприятия, направленные на формирование навыком безопасного поведения на дорогах и улицах у наших воспитанников, условно можно разделить на:
-Методическая работа с педагогами ДОУ
-Работа с воспитанниками ДОУ
-Взаимодействие с родителями
-Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД,
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления Программы воспитания и обучения в детском саду и реализуется через:
1. Организованные формы обучения на занятиях :
-ознакомление с окружающим;
-развитие речи;
-чтение художественной литературы;
-конструирование;
- на занятиях по изо и физкультурных занятиях.
2. Совместную деятельность взрослого и ребенка,
3. Самостоятельную деятельность ребенка.
Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД,преподнесённые в сказке, викторине, игре, чем в обыкновенной беседе.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения :
· Познавательные занятия;
· Чтение художественной литературы, беседы;
· Целевые прогулки и экскурсии;
· Сюжетно –ролевые, дидактические игры;
· Праздники и развлечения;
· Встречи с сотрудниками ГИБДД
· Создание атрибутики к играм ;
· Организация творческих выставок;
· Проведение тематических акций:
Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, - все это может обернуться трагедией. Вот почему для нас так важно неформальное участие родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах, а активное участие родителей в обучению детей правилам безопасности на дорогах.
Работа эта реализуется в разных формах: это информация на консультационных стендах, памятки, буклеты, разработка «безопасного маршрута Дом – детский сад» для собственного ребенка, участие родителей во встречах с сотрудниками ГИБДД, просмотр познавательных занятий по дорожной тематике в группах. Наши родители всегда участвуют вместе со своими детьми в творческих конкурсах рисунков и поделок «Берегись автомобиля», «Светофор», «Правила знай и выполняй», в акции «Жизнь ребенку сбереги — в автокресле пристегни», в совместных праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения.
Но решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной и предметно-развивающей среды. в средних и старших дошкольных группах оборудованы мини-центры ПДД (макет улицы города с автотранспортом, дорожными знаками и перекрестком, подобраны дидактические игры. У нас собрана «методическая копилка» - конспекты занятий педагогов по данному направлению, имеются методические рекомендации, консультативный материал, различная специализированная атрибутика ПДД (дорожные знаки, костюмы, плоскостные изображения автотранспорта).
Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Встречи с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общаются и обсуждают проблемы дорожного движения с инспектором, прикрепленного к детскому саду.
Вообще, рассказывать о нашей работе можно бесконечно много, лучше всего о ее успешности свидетельствует опыт самого учреждения, навыки и знания наших воспитанников.
Но самое главное, пожалуй, то, что наши воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими.