Светлана Назарова
Игровой логопедический тренинг для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности «Игры со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой логопедический тренинг для родителей подготовительной группы №6 компенсирующей направленности
Тема: «Игры со звуками»
Составила: учитель-логопед Назарова С. В.
Цель тренинга :
Повысить компетентность родителей. Оказание помощи каждой семье в организации совместной деятельности детей и родителей в домашних условиях.
3адачи тренинга :
- уточнить понятие «фонематический слух»;
Публикация «Игровой логопедический тренинг для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности „Игры со звуками“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- обучить родителей конкретным игровым методам и приёмам развития фонематического слуха у детей с детьми в домашних условиях.
Ход тренинга.
1. Введение в тему тренинга.
- Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой.
Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух.
Что же такое фонематический слух?
Это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток;)
- различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл.
Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух.
Для этого и разработаны специальные игры и упражнения :
- различение близких по звуковому составу слов;
-различение слогов;
- различение фонем.
2. Моделирование игровых ситуаций.
- Сегодня у нас нет мам, пап, бабушек и дедушек, вы все - новые дети нашей группы и все вместе будем играть.
(логопед проводит с родителями описанные ниже игры)
1) «Звуковая цепочка»
Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушай а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.
Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки.
Рекомендации:
Самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.
2)«Слоговая цепочка» Сегодня, мы будем говорить на языке марсиан.
Повтори за мной: ПА-НА-РА; ПА- НА-РА-ДА; ПА- НА- РА- ДА-КА
Рекомендации:
Можно предложить произносить цепочку слогов с различной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, испуганно, восторженно, разгневанно и т. д.
3) «Повтори»
- повтори звуки слитно : А У - АУ; М О – МО; Д У - ДУ и т. д.
- только звук А : А О О А А У И М А (поймай звук)
- только второй (первый, последний) звук : А О У; И У О; А А И; О У А
- только слоги со звуком О (А, У, И) : КА КО КУ КО КИ КО; ТО ТА КУ КО МО
- последний звук в слове : пальто, окно, ведро; танк, паук, стук; зима, метла, рука;
- первый звук в слове : аист, автобус, ананас; игла, изба, индюк; осень, облако, обруч, ослик; утка, уши, улица, утро, улитка
4) «Найди звук»
-Назови какой первый звук в слове аист- [А],
каким звуком заканчивается слово - [Т],
какой звук слышится после звука - [И] и т. д.
Рекомендации:
Если малыш хорошо справляется, усложняем задание. Предлагаем ему самому придумать слова, которые начинаются с заданного звука (заканчиваются на заданный звук, заданный звук находится в середине слова, слышится вторым, предпоследним).
5) «Выдели слово»
Взрослый называет звук (например, О) и говорит:
«Я буду произносить слова, ты внимательно слушай! Когда услышишь слова, в которых есть звук О, хлопай в ладоши (топай ногой, ударяй по коленям, поднимай руки вверх).
6) «Надоедливый звук»
Я буду произносить слова, ты внимательно слушай и скажи, какой звук есть в этих словах?
- шуба, кошка, мышь
- сад,каска, нос
7) «Не зевай – слово называй!»
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова - стоЛ.
- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыР. (воробей, грач.)
Рекомендации:
Предложите детям еще несколько заданий на сообразительность
8) «Подскажи словечко»
Подбери слова, которые:
- заканчивается на А?
- начинается на С? и т. д.
9) «Запрещённый звук»
Объявляется запрещённый звук, например О. Дети повторяют за взрослым звуки (А, И, У, Э) и передают по кругу мяч друг другу. Если взрослый произносит запрещённый» звук - О, ребёнок звук не повторяет, а поднимает мяч вверх.
10) «Шутки-минутки!»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
11) «Твёрдый-мягкий»
Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный.
К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.
3. Рефлексия
Экспресс– тест:
Выберите один из вариантов ответа:
1. Фонематический слух это:
а) Способность различать речевые звуки
б) Способность различать фонограммы
в) Способность различать музыкальный фон
2. Игры по развитию фонематического слуха способны организовать:
а) Только педагоги
б) Только родители
в) Педагоги, родители и дети
г) Только дети
Самопроверка: На доске написаны правильные варианты ответов: (А, В)
Обсуждение результатов самопроверки, родителям вручаются листы с описанием игр, предлагается сделать запись в «Тетрадь отзывов»
Рефлексия
Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…
я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…
я научился…я попробую… меня удивило…
А сейчас у Вас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.