Ирина Ефремова
Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОВЗ «Знакомство с пространством»
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие и переработка пространственных характеристик является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем они же есть важнейшие и необходимые условия адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в упорядоченном мире предметов расположенных, относительно друг к другу, явлений, следующих одно за другим, слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них, понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содержания.
Публикация «Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОВЗ „Знакомство с пространством“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Пространственная организация мира предоставлена в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире и которое представлено упорядоченностью в системе знаков, символов, выработанных человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи другим людям.
Нашим детям, в силу особенностей их психического развития, недостает предпосылок для успешного самостоятельного закрепления формируемых представлений, поэтому требуется и ваша помощь.
Умывание, сбор на прогулку, подготовка ко сну дают возможность закрепить название частей тела, лица, ориентироваться в сторонах собственного тела.
Специальные упражнения помогающие, соотносить слова верху-внизу с частями собственного тела.
«Узнай, что я задумала». Выше (ниже) всего; выше (ниже) чем). «Что на лице выше (ниже) всего; выше чем, ниже чем?» Если ребенку трудно, можно использовать зеркало. Когда освоит, отвечать с закрытыми глазами. Затем следующие упражнения с отработкой предлогов «над», «под», «между» : «Нарисуем лицо», «Нарисуем человечка», «Недостающая деталь»,«Как Саша умывался», «Грязнуля» (У Коли пятно под…. Где пятно)Можно
накладывать детали на овал лица, описывая их местоположение. «Я задумала» (Я задумала часть тела. Она находится между шеей и животом).
Приемы пищи: различение правой и левой рук; определение положения предмета по отношению к другому предмету (сервировка стола).
Если ребенок долго путает правую и левую руки, можно обозначить каким-либо знаком (браслет, повязка).
Прогулка может помочь развить восприятие расстояния (далеко, близко); восприятие направления (к себе, от себя).
Упражнения: «Что ближе, а что дальше?», «Кто быстрее?», «Поймай мячик».
«Угадай, что где находится!» ( местоположение предметов по отношению к себе: впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).
«Куда пойдешь, что найдешь»(ребёнок называет направление и предмет, если направление указано верно, то ребенок забирает предмет). Например : направо пойду –мячик найду.
«Найди предмет» (по указанному направлению ребенок ищет предмет).
«Бравые солдаты» ( взрослый дает команду: шаг вперед, назад, вправо, влеворебенок выполняет).
«Жмурки», «Стук, стук в барабан» помогут в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами.
Закрепить умение определять право-лево у человека, стоящего напротив помогут упражнения «Моя рука, твоя рука». Стоя лицом друг к другу, попросите ребенка показать вам где у кого левая рука, левое колено и т. д. «У куклы Оли именины». Взрослый рассаживает гостей и спрашивает ребенка, где кто сидит (относительно Оли). «Раскрась флажок», «Подари шарик». (нарисованные люди, животные, лицом к ребенку) «Что изменилось?» Взрослый ставит игрушки справа от, слева от куклы, потом меняет расположение игрушек. Ребенок определяет, что изменилось.
Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу», «между», «перед», «за» и т. д., помогут такие упражнения:
«Художники». Взрослый рисует (заполняет) картинку, ребенок отвечает, где тот или иной предмет.
«Рассели жильцов». Взрослый предлагает ребенку в нарисованном доме с четырьмя окнами поселить животных. Например : Лиса будет жить справа внизу, ежик слева наверху.
«Зоопарк» (лист разделен на 9 квадратов «клеток», ребенок по инструкции взрослого размещает животных). Например : Внизу слева-волк, справа от волка олень, над оленем белка и т. д.
«Коврик для куклы». Сначала по готовому образцу, а потом по словесной инструкции ребенок раскладывает фигуры и словесно обозначает их месторасположение (центр, углы). «Магазин ковров» Ребенок описывает выбранный коврик в определенной последовательности.
Для закрепления навыка ориентировки в пространстве по графической схеме-плану использовать упражнения «Найди клад», «Куда спрятался мишка?» Взрослый на графической схеме комнаты (мебель обозначается геометрическими фигурами) отмечает место, где спрятан предмет. Ребенок ищет, затем можно поменяться ролями.
«Построй дорожку» (на клетчатом поле). Взрослый отмечает на листе точками начало и конец пути. Ребенок по инструкции взрослого ( н-р: две клетки направо, три вверх и т. д.) рисует дорожку. Затем сам ребенок ищет разные пути от начала и окончания маршрута, проговаривая вслух маршрут. Далее ребёнок может составить схему, а взрослый найдет дорожку.
Использованная литература:
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
2. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
3. «Чего на свете не бывает?» занимательные игры для детей от 3 до 6 лет под редакцией О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М. «Просвещение» 1991г.