Инна Клейменова
Игровой комплекс для развития речи детей 5–6 лет
▼ Скачать
Игровой комплекс для развития речи детей 5-6 лет
Игровой комплекс для развития речи детей 5-6 лет является комплексной программой, открывающей путь к речевому развитию и общению со сверстниками и взрослыми. Игровой комплекс для развития речи детей 5-6 лет ориентирован на общечеловеческие гуманистические ценности речевого общения детей.
Публикация «Игровой комплекс для развития речи детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Игровой комплекс для развития речи детей 5-6 лет определяет регламент детской речевой деятельности с учетом логики становления детской психики.
Задачи и содержание развития речи дошкольников в игре происходит с учётом возрастных особенностей в неразрывной связи с жизнью и трудом. Задачи воспитания культуры речи рассматриваются как составная часть культурного воспитания и формулируют требования: привитие детям необходимых речевых навыков, культуры поступков в различных речевых ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание речевых элементов; формирование речевых навыков, что позволяет наполнить содержанием игровую деятельность детей, организовать их повседневное общение.
В игровом содержании выделяют культура деятельности и культуру речевого общения.
Развитие речи дошкольника включает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием словарного запаса и форм обращения, вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура речи предполагает умение действовать нужным образом и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей.
Уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять чувства характеризует общительность. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
В дошкольном возрасте ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов и учить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
В игре ответы детей регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей и воспитывать культуру речи в повседневной жизни. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает конфликты.
Игровой комплекс для развития речи детей 5-6 лет включает следующие задания
1. Закрепление речевых навыков «сфера речевой самостоятельности» во время сбора и одевания на прогулку каждого и организация помощи другому ребенку. Тренировка выражений как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф. Спасибо. Теперь давай я тебе завяжу!».
2. Организация речевого развития при подготовке к приему пищи в группе (поставьте тарелки, положите слева вилки, справа – ложки, накройте красиво стол, положите салфетки, поставьте стулья).
3. Организация речевого общения в совместном мытье рук и лица до обеда и после прогулки (мойте руки с мылом, закатайте рукава, выключите кран, вытрите руки и лицо).
4. Организация речевого общения во ремя дня рождения ребенка: Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.
5. Организация речевого общения между детьми в процессе накрывания стола на полдник (поставь стаканы по 3 штуки, положи салфетки, посчитай яблоки и сдобу).
6. Организация речевого общения при подготовке различных материалов к играм и занятиям. (разложи бумагу всем детям, разложи ножницы и клей, раздай цветные карандаши).
Такое создание речевых ситуаций и вариативность условий придает усвоенным речевым навыкам большую гибкость, осознанность, что совершенствует систему развития речи за счет предоставления большей самостоятельности без показа действий, создания возможности для самостоятельных упражнений в речевом поведении.
Игровой комплекс в развитии речи дошкольников может включать комплексы игр как для мальчиков, так и для девочек.
Сюжетно-ролевые игры «Казаки-разбойники» или в пиратов, искателей приключений сочетают в себе свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Мальчик выбирает в них сюжет и свою роль в нем, то должен совершать определенные действия в определенной последовательности в соответствии с ролью и с тем, как договорились играть. Принимая роль взрослого - например, доктора, шофера, - ребенок берет на себя определенный способ поведения. В ролевой игре формируется способность мальчика управлять телом и действиями через «произвольность действий», превращая «ролевое» поведение в волевое.
Отражая в игре социально одобряемые образцы мужского поведения по отношению к игрушкам мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр, т. е. большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда. Мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали. Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий. Наблюдают, что мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности.
Комплекс игр для мальчиков может включать игры «Черепашки Ниндзя», в «Бокуган», «Трансформеры» (по мультипликационным сюжетам, сюжетам боевых фильмов, и компьютерных игр, свободный сюжет, конструктор Лего и «Стройка».
При проведении игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр может использоваться героическая тематика, отражая интересную и насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш», народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», воспитывая у девочек добрые, нежные чувства. Девочки предпочитают выбирать следюущие сюжетно-ролевые игры, Дочки-матери», в парикмахерскую, «Магазин», «Салон красоты», «Поездка на поезде» «Больница».
Девочка сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью, научаясь управлять своим поведением. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так, девочка выполняет роль мамы: кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребенка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась».
Освоение разнообразных игровых действий позволяет девочке полно и точно реализовать роль в воображаемом плане, когда девочка переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.
Для девочек старшего дошкольного возраста большое значение имеют сюжетно-ролевые игры с использованием кукол, выполняющие функцию охраны рода и плодородие, благополучное деторождение в будущем. Куклы изображают отдельных членов семьи (отца, мать, младших или старших братьев или сестер, школьные ситуации (учителя и детей, поэтому девочке предоставляется возможность осуществлять относительно свободную, вызванную только предложенным ему материалом игру, беря на себя какую- либо роль, наделяя определенными ролями кукол и разыгрывая жизненные ситуации, разыгрывая определенные ситуации, наделяя определенными ролями, функциями и качествами кукол.
Выделим задачи развития сюжетных игр детей дошкольного возраста
Старшая группа Подготовительная группа
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое, активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события, впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. 1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру.
2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Итак, комплекс сюжетно-ролевых игр содержат ситуации, дающие возможность проигрывать те социальные отношения взрослых, где ярко проявляются отношения между полами, особенности поведения и социальные роли женщины и мужчины, что развивает психику и речь дошкольника, способствует успешному протеканию процесса социализации. «Женские и мужские роли» в сюжетно-ролевых играх имитируют будущий жизненный опыт, развивают терпение, уважение, доброжелательность, мужество и соучастие.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может явиться эффективным средством развития речи, если: осознать важно речевого развития в дошкольном возрасте в воспитании ребенка; педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры ориентировано на «речевую культуру» игровых сюжетов, идеальные речевые качества (культурность, этикет, разнообразие, лаконичность речи); подбор игрушек способствует развитию речи, т. к. дети принимают разные мужские и женские роли имитируя взрослое общение при развертывании соответствующих сюжетов (заботливый доктор, семья в кафе, парикмахерская).