Любовь Рожкова
Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления.
Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники. (для детей 3-7 лет).
Публикация «Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления, Методическая разработка (для детей 3–7 лет)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В пособии представлена работа, направленная на развитие связной речи, памяти и мышления детей через применение приемов мнемотехники. Описана актуальность, новизна, педагогическая целесообразность, отражены общие принципы и содержание, а также методы и приемы работы. Изложены цели и задачи развития детей и пути их решения. Издание содержит структурированное календарное планирование работы.
Пособие предназначено воспитателям ДОУ.
Введение.
Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.
Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов.
Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Дети с опорой на образы памяти устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, развивая тем самым логическое мышление.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с обще принятыми.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется кругозор. Формируется у детей желание пересказывать тексты, придумывать сказки, истории. Появляется интерес к заучиванию стихотворений. Увеличивается словарный запас. Дети преодолевают застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией
Общие принципы и содержание:
Содержание методической разработки ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, развить речь. С младшего возраста используются простейшие варианты мнемотехники: мнемоквадраты и мнемодорожки. Работа с мнемотаблицами начинается со средней группы.
Мнемотехника является универсальным средством реализации задач образовательных областей определенных ФГОС:
«Социально – коммуникативное развитие»: Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и общения со сверстниками. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
«Познавательное развитие»: Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
«Художественно – эстетическое развитие»: Выразительное чтение стихов. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
«Физическое развитие»: Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Этапы работы:
• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. На занятиях дети рассматривали мнемотаблицы по знакомым сказкам и временам года.
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
• Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
• На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские сказки на заданную тему, записывая их при помощи знаков-символов.
На занятиях для снятия напряжения и реализации здоровье сберегающих технологий применялись динамические паузы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, с целью помочь детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельных фрагментов стихотворения, соотнося со знаками на мнемотаблице.
6. Дети заучивают стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.
7. Затем рассказывают по памяти (при необходимости используя мнемотаблицу).
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Методы и приемы работы:
Проводятся игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Принципы проведения занятия:
Индивидуализации - развитие личных качеств каждого ребенка
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки.
Творчества - формирование способности самостоятельно использовать и создавать мнемотаблицы.
В занятия включены:
• Игры с чудо-чемоданчиком.
• Театрализованные игры (настольный, пальчиковый, перчаточный и др. театры).
• Работа с занимательным материалом, иллюстрациями, сюжетными картинками, открытками, фотографиями.
• Работа с дорожками, таблицами.
• Физкультминутки, гимнастика для глаз
Приемы работы:
1. Рассматривание дорожек, таблиц, разбор изображенных на них символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
4. Практические упражнения: создание мнемотаблиц.
Параллельно с этой работой проводятся речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы; развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление; внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Продолжительность занятия:
Занятия проводятся длительностью 25-30 минут
Цели:
- формирование монологической речи;
-развитие связной речи, памяти и мышления;
- развитие зрительного восприятия.
- воспитание творческой активности и воображения;
Задачи:
• Владение речью как средством общения
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Эффективность. Мнемотехника способствует более рациональной организации образовательной деятельности.
Работа по мнемотехника строится от простого к сложному:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.
Мнемотаблицы помогают в составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Формы обучения:
- специально организованная деятельность;
- совместная работа педагога с детьми вне занятий;
- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Прогнозируемый результат:
• дети научатся управлять своей памятью, увеличится ее объем;
• разовьется мышление, внимание, воображение;
• овладение устной речью.
Учебный план
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 34
(сентябрь – июнь)
Перспективный план
Подбор лексических тем осуществляется по тематическому плану на учебный год:
Месяц 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
Сентябрь - - - 4. Детский сад. Игрушки Дружба.
Октябрь 1. Осень – щедрая пора. 2. Откуда пришёл хлеб? 3. Овощи Фрукты. 4. Я человек.
Ноябрь 1. Безопасность. Здоровье. 2. Красная книга. 3. Одежда и обувь. 4. Домашние животные.
Декабрь 1. Зима. 2. Зимующие птицы. 3. Зимние забавы. 4. Новогодние праздники.
Январь -2. Безопасность зимой. 3. Продукты питания. 4. Посуда Мебель.
Февраль 1. Время, календарь. 2. Вода – чудо природы. 3. День защитника Отечества. 4. Транспорт.
Март 1. Весна 8 марта. 2. Мамина профессия. 3. Я и моё имя. Моя семья. 4. Наш город.
Апрель 1. Россия. Символика. 2. Москва – столица нашей родины. 3. Земля – общий дом. 4. Перелетные птицы.
Май 1. Праздник весны и труда. 2. День Победы. 3. Техника для облегчения труда. 4. Инструменты.
Июнь 1. Здравствуй, лето. Первоцветы. Насекомые. - - -
Список использованной литературы
1. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод. пособие для воспитателей доу. - Л. Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. - 2003. – с 119.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
5. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. С. 4-5.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
7. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». М., 2006. С. 24.
8. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
9. Шорыгина, Т. А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.