Грифенштейн Светлана
Игровая образовательная ситуация по речевому развитию в старшей группе «Узнай сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование монологической формы речи, стимулирование речевого творчества детей.
Задачи:
Образовательные :
-Способствовать освоению звукового анализа слов, выделению звуков (л) и (л-) в словах, определению местоположению звуков в словах. Создать условия для самостоятельного использования в речи разных типов предложений (сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания, моделировании сказки, с использованием мнемотаблиц и перфокарт.
Развивающие :
Публикация «Игровая образовательная ситуация по речевому развитию в старшей группе „Узнай сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Способствовать развитию умения использовать в творческих рассказах личный и литературный опыт, индивидуальный интерес и способности.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; знакомство с русским народным музыкальным инструментом –гуслями. ; пересказ разных сказок с использованием схем - пиктограмм.
Оборудование: ларец; колпак с письмом, разрезные картинки «Лиса», ИКТ «Слайды со сказками», мешочек с картинками со звуком (л) (л -, юла со стрелкой для игры «Вертолина», записка – загадка про петуха, петух (из фанеры) с разноцветным хвостом, волшебный короб, гусли, перфокарты с геометрическими фигурами, пиктограммы для пересказа сказки, музыкальное сопровождение.
Ход:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ребята, о чём рассказывается в этом стихотворении? () А вы любите сказки….) А когда сказка приходит к вам? (…чтение на ночь, в тихий час нам читают, смотрим сказки.)
Почтальон.
К нам пришла посылка. А как вы, думаете от кого? А давайте её откроем.
Посылку открываем. (Муз сопровождение.)
Ребята, что это? (сундучок, шкатулка – ларец) да это Ларец.
А как вы думаете, для чего он нужен? (предположения детей, где хранятся вещи) А где обычно он встречается? (В сказках) Хотите его открыть? И заглянуть вовнутрь? (Да) Ой ребята, Ларец закрыт на замок, как нам его открыть? (нужен ключ) Где нам его взять? Ребята давайте сейчас поищем, что ни-будь необычное.
Колпак (под колпаком лежит письмо). Ой, да это же - Письмо от сказочника «Здравствуйте ребята. Я великий сказочник. Надеюсь, что вы получили от меня посылку. А открыть волшебный ларец, вы сможете если подберё те рифму к моему стихотворению: а поможет нам в этом мяч, у кого он окажется, тот и говорит.
-Злой кощей совсем не глуп, сторожит он старый….(дуб)
-На цепи из ста колец, золотой весит ….(ларец)
-Тот ларец стеречь не шутка, Заяц в нём, а в зайце ….(утка)
-На кощея утка зла, в ней яйцо, в яйце ….(игла)
-Кто иглу тайком достанет, тот сильнее кощея (станет)
Ларец волшебный, он открыт. Давайте заглянем, что лежит в ларце?
Ребята, что это? (Книга сказок). А что случилось с книгой? (в книге есть пустые страницы) Куда они исчезли? Видно потерялась, какая -то сказка? Как же нам узнать, что же это за сказка?
Может быть, волшебный ларец нам подскажет?.
Смотрите, здесь что то есть. Это что? (Разрезные картинки)
Лиса. Давайте, расскажите об этой лисе. (рассказы детей)
Почему так говорят?
Лиса длинноносая дети - (длинный + нос)
Остроносая (острый+ нос)
Длиннохвостая (длинный +хвост)
Острозубая (острые +зубы)
Хитроумная (хитрый + ум)
В каких сказках встречается лиса? (перечисление….)
Ребята, как вы думаете, из какой сказки пришла к нам лиса?.
Даю маленькую подсказку : Лиса к нам пришла в чём? (….сарафане, р. н. костюме.)
А давай те ещё раз вспомним и внимательно посмотрим иллюстрации к сказкам с лисой.
Слайды сказок. Муз сопровождение
В каких сказках лиса без сарафана? ….) Значит она не из этих сказок.
Уже лучше - их стало меньше.
А наша лисичка хитренькая, хочет с вами поиграть «Лиса».
Физминутка.
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
( Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступени к бедру и т. д.)
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)
До чего же- хороша!
И всё –же, сказок так много и угадать без второго героя сказки нам никак нельзя.
И опять нам поможет волшебный ларец. Посмотрите здесь, какая то записка:
Загадка:
Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт. ….(петушок)
Петух нам предлагает поиграть в игру «Вертолину»
(мешочек с картинками со звуком (л) (л -, юла,)
Задание: по мере выбора карточек юлой, ребёнок определяет заданный звук (л, л=), находит местоположение и ставит его на определённое перо в хвосте петуха (зелёное и синее)
Вот мы и выполнили задание петушка. Так кто, в сказке второй герой?
(второй герой – петушок)
Итак, ребята, круг сказок сужается. Вот мне интересно, скажите, в каких сказках встречаются и петух и лиса?
«Заюшкина избушка» и «Кот, петух и лиса.»?
А вот какая сказка пропала, мы узнаем, когда угадаем какой предмет, лежит в волшебном коробке? А где он? Сказочник его сделал невидимым.
мы закроем глаза и будем повторять заклинание 3 раза - волшебный короб появись! Муз сопровождение.
Загадка:
Деревянная коробка в сказках встречается,
Струны весело звенят и грустить нам не велят?
Что это? (дети думают)
Музыкальный инструмент
Гусли.
А гусли тоже приготовили нам задание: перфокарты.
Муз сопровождение.
Вспомни, какой формы бывают гусли? На карточке изображены волшебные гусли. Под каждым нарисуй подходящую геометрическую фигуру и назови её.
Ребята, скажите у какого героя сказки, были гусли?
Кот появляется на компьютере.
И сказка называется «Кот, петух и лиса» появляется на компьютере.
Ребята, как пел кот? Дети вспоминают слова.
Ребята, сказка просит нас пересказать её, и в этом нам поможет волшебная доска.
Что это? Карточки схемы –пиктограммы. Карточки перемешаны. Их нужно поставить правильно от начала сказки до конца, и пересказать её.
Рефлексия
Ребята, а вот мне интересно когда вы приходите домой, вы рассказываете в какие игры играете, чем занимаетесь?
Мираслава, а сегодня какая игра тебе понравилась больше всего?
А о чём сегодня дома расскажет Ярослав? А что понравилось Денису, Алексею? А какое волшебство сегодня понравилось Назару?
А мне было так интересно вместе с вами вспоминать сказку. А особенно как Рита угадала звук в слове. А ….сложила картинку лисы. Вероятно, у Вани было не хорошее настроение, ну я думаю, что следующий раз он покажет себя с лучшей стороны.
Ребята, а у вас были какие-либо затруднения?
Благодаря всем выполненным заданиям, мы узнали сказку, которая потерялась. Теперь мы с вами можем восстановить её, а как?
(Нарисовать на пустых страницах) Вот мы с вами сходим на прогулку, отдохнём и вечером мы постараемся книге помочь.
Ой, ребята героиня сказки лисичка ещё приготовила для вас сюрприз.
(Музыкальное сопровождение)
Цветные горошенки.