Александра Шевчук
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);
- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;
- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;
- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;
- стимулировать применение полных предложений;
- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации птиц, наборы разрезных картинок; запись пения птиц в лесу; шапочки птиц; проектор с презентацией о птицах.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; загадывание загадок; рассматривание книжных иллюстраций.
НОД
Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Что за песенные переливы мы с вами услышали, каких птиц вы узнали по голосу?
- В какое время года можно услышать веселые голоса птиц, такое чудесное птичье пение? (весной, летом).
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать веселые птичьи трели;
когда поют птицы? (когда им тепло, они сыты); почему нельзя услышать их зимой (птицы улетели на юг);
- Как называют птиц, которые осенью улетают в дальние края, туда, где тепло и сытно? (перелетные).
Отгадайте загадки про перелетных птиц :
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
2. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
3. Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)
4. (Кукушка)
Динамическая пауза:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: А что происходит с птицами, которые остались на зимовку?
(не хватает корма, холодно). Правильно, ребята, голодно зимой в лесу не только зверям, но и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Послушайте стихотворение:
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
(К. Мухаммади)
Дидактическая игра: «Узнай птицу по описанию» (дети встают в круг; подготовленные заранее дети описывают птиц) :
Синица:
Спинкою я зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дятел:
Я в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На людей я не гляжу,
Все стучу, стучу, стучу.
Снегирь:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь я простуды-
С первым снегом
Тут как тут!
Сорока:
Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут меня.
Воспитатель: Молодцы, знаете много зимующих птиц. А еще мы с вами знаем, что нашим друзьям, птицам, обязательно нужно помогать пережить трудное для них, холодное время года - зиму. Подкармливать птиц можно разными семенами (тыква, арбуз, семечки подсолнуха); подойдут и крупа и хлебные крошки, кусочки сала и мяса. Не забывайте о птицах зимой! (дети садятся на стульчики).
Игровое задание «Найди ошибку» :
1. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби и спицы.
2. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Галки и стрижи,
Кукушки и ножи.
3. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чайники, тюльпаны.
4. Прилетели птицы :
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чибисы, ножи,
Галки и ужи.
Дидактическая игра «Собери и назови» : детям предлагается встать, разделиться на три подгруппы для работы над разрезной картинкой – собрать изображение птицы и назвать ее.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадки:
1. Кричит он громче всех с утра:
- Вставать пора! Вставать пора!
Всю жизнь несет он службу
И с солнцем водит дружбу. (Петух)
2. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
А что это за птицы? (домашние). Каких домашних птиц вы еще знаете? Почему этих птиц называют домашними? Зачем человек занимается их разведением?
Дидактическая игра «Кто где живет» : детям предлагается набор карточек с изображением лесных птиц, домашних, городских, которых нужно расселить по местам обитания (схемы – иллюстрации).
Рефлексия:
Воспитатель задает детям вопросы:
- О каких птицах мы сегодня вспомнили?
- Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
- Как мы можем им помочь?
- Что вам больше всего понравилось, а что было выполнить трудно?