МААМ-картинки

Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

Галина Купленская
Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, то есть обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.

Публикация «Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю

Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Ребенку трудно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

Наиболее эффективным средством развития эмоционального интеллекта является — игра.

Яркая, эмоциональная, увлекательная игра учит ребенка понимать себя и окружающих, налаживать дружеские отношения со сверстниками, постигать ценность доброты, взаимопонимания, прощения и принятия.

Игры на развитие способностей детей распознавать и изображать эмоции.

«Изобрази эмоцию»

Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию: страха, гнева, отвращения, печали, радости, интереса, удивления. Потом сделайте это сами. Еще раз – вместе!

Попробуйте вместе с детьми изобразить эмоцию с помощью движений тела, не выдавая ее лицом (используйте маску или платком, чтобы закрыть лицо.

«Угадай эмоцию»

Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.

«Угадай эмоцию по голосу»

Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:

«Миша ушёл в кино».

«Завтрашняя тренировка отменяется».

«Сегодня на ужин рыба»

Предложите ребёнку произнести подобные фразы.

«Нарисуй эмоцию»

Возьмите фломастер или карандаш. Пусть ребенок на свой вкус нарисует, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия. Все линии должны быть одного цвета и отличаться только формой.

Возьмите гуашь и попросите ребенка подобрать цвет для каждой эмоции (грусть, страх, отвращение, гнев, спокойствие). Цвета можно смешивать.

Нарисуй в смайлике эмоцию, которую ты испытываешь сейчас.

«Скульпторы»

Для выполнения этого упражнения по­требуется пластилин. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например: скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

Игра «Сыщики»

Воспитатель выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Один из участников игры выбирает, не сообщая другим участникам, любой из портретов. Его задача – описать портрет, называя признаки человека, выражающие это чувство, или причину, по которой может возникнуть данное состояние. Другие участники должны отгадать и указать на этот портрет.

Игровые упражнения «Мимическая гимнастика»

Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок;

Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; девочку, которой не купили мороженое;

Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Эти игры развивают умения описывать свое настроение и распознавать настроения других.

Игра «История одного шарика»

Попросите ребёнка надуть яркий воздушный шарик и придумать историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

Учит ребёнка расслабляться, помогает анализировать собственные переживания.

«Размытое письмо»

Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его доставлял, попал под дождь, и водой размылись слова. Остались только одни картинки. Следует придумать историю, которая могла быть рассказана в этом письме.

Игры на развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Игра «Волшебный стул»

Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Игра «Эстафета добра»

Все участники игры садятся в круг. Воспитатель поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное.

Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предлагайте ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил.

Игра «Разноцветный букет»

Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

Игры на развитие умения передавать свои эмоции.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного.

И так пока все не «проснутся».

После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Игры на развитие умения освобождаться от негативных эмоций.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребенком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее;

Скомкай газету и вместе с ней своё плохое настроение.

«Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Дети вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе с взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

Подвижные игры.

Создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают, эмоциональные, телесные и интеллектуальные способности.

Это наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленной правилами.

Подвижные игры.

Создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают, эмоциональные, телесные и интеллектуальные способности.

Это наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами.

Дидактические игры

«Четвёртый лишний».

Детям предъявляются четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

• Радость, добродушие, отзывчивость, жадность.

• Грусть, обида, вина, радость.

• Трудолюбие, лень, жадность, зависть.

• Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

Игры с использованием карточек, картинок, кубиков и пр.

В последнее время появилось множество игр, направленных на знакомство с эмоциями и развитие эмоционального интеллекта.

К ним относятся: настольные и напольные игры, карты и карточки, пазлы, лото, кубики, фанты.

Их можно купить или изготовить самим.

все эти игры созданы с одной целью: научить ребёнка контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т. е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Уважаемые коллеги! Давайте играть с нашими детьми!

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Захарова Галина Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад 17, городской округ Красноуфимск Дидактическая игра как средство развития речи.

Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат» Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Азарова Ольга Александровна Коломна1,городок 29.01.2018г Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология,.

Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 04:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Купленская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД