Галина Захарова
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Захарова Галина Михайловна,
воспитатель МАДОУ Детский сад 17,
городской округ Красноуфимск
как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста, связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Высоким остается про-цент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, у которых имеются какие - либо нарушения в речи, становятся молчаливыми, замкнутыми, и в связи с этим начинают отставать в развитии от своих сверстников.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» .
Младший дошкольный возраст– благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность, увеличивается запас активного словаря от 1500 до 2000 слов.
Основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются :
- расширение словарного запаса детей;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи (монологической и диалогической).
Для реализации данной темы мною были выбраны игровые технологии. Так как данные технологии является фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те:
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- которые помогают сравнивать предметы по определенным признакам;
- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Мной разработаны дидактические игры «Чудо дерево», «Что лежит в лукошке?», «Четвертый лишний», также игры панорамы «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт». Игра панорама интересна для детей дошкольного возраста тем, что в ней можно не только отвечать на вопросы педагога, но и трогать все компоненты игры. Интерес ребенка повышается еще за счет того, что все детали оснащены магнитами. То есть ребенок сам прикрепляет, то или иной предмет к основе игры. В данных играх задействован, как сенсорный, тактильный, так и речевой аппараты. Что повышает уровень успешности развития речи дошкольника.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, образовательным процессом.
1. На начальном этапе работы с детьми по развитию речи, можно использовать такие дидактические игры, как «Кто дольше» ( учить подражать звукам: «у-у-у», «о-о-о», «и-и-и» и т. д., далее можно использовать усложненную игру «Кто как говорит» (используя при этом иллюстрации определенных животных; допустим кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав» и т. д.). Игра «Позови цыпленка» (учить детей правильно и четко произносить звук «Ц» словах и слогах).
2. Далее идет активизация словаря. Игра «Что лежит в лукошке?» (узнавание и закрепление названия фруктов, ягод, овощей. Используются изображения трех корзинок, фишки с фруктами, ягодами, овощами. Задача игры правильно назвать и разложить предметы по корзинкам, также дети проговаривают цвета овощей, фруктов, ягод, что способствует за-креплению основных цветов). Игра «Гардероб для куклы Кати» (игра помогает детям активизировать словарь по теме одежда, также можно тренировать детей в одевании вещей кукле Кате по порядку, при этом проговаривая каждый предмет гардероба, при его одевании) и т. д.
3. Развитие связной речи.
«Один-много» (цель научить детей младшего дошкольного возраста образовывать существительные множественного числа. Используются кар-точки с изображением одного и множественного количества, тех или иных предметов).
«Ласковые слова» (учим детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
«Найди предмет по описанию» (воспитание произвольного внимания, правильной связной речи, сообразительности).
«Когда это бывает?», «Чудо дерево» (закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки) и т. д.
Построенная таким образом работа позволяет детям к концу уже первого года пребывания в детском саду, не только научиться играть и развивать речь, но и значительно расширить знания дошкольника 3-4 лет-него возраста об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес проявляемый детьми к играм. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что мои советом воспользовались, в особенности родители, в отношении развития речи своих детей.