Галина Захарова
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Захарова Галина Михайловна,
воспитатель МАДОУ Детский сад 17,
городской округ Красноуфимск
как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста, связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Высоким остается про-цент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, у которых имеются какие - либо нарушения в речи, становятся молчаливыми, замкнутыми, и в связи с этим начинают отставать в развитии от своих сверстников.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» .
Младший дошкольный возраст– благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность, увеличивается запас активного словаря от 1500 до 2000 слов.
Основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются :
- расширение словарного запаса детей;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи (монологической и диалогической).
Для реализации данной темы мною были выбраны игровые технологии. Так как данные технологии является фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те:
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- которые помогают сравнивать предметы по определенным признакам;
- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Мной разработаны дидактические игры «Чудо дерево», «Что лежит в лукошке?», «Четвертый лишний», также игры панорамы «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт». Игра панорама интересна для детей дошкольного возраста тем, что в ней можно не только отвечать на вопросы педагога, но и трогать все компоненты игры. Интерес ребенка повышается еще за счет того, что все детали оснащены магнитами. То есть ребенок сам прикрепляет, то или иной предмет к основе игры. В данных играх задействован, как сенсорный, тактильный, так и речевой аппараты. Что повышает уровень успешности развития речи дошкольника.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, образовательным процессом.
1. На начальном этапе работы с детьми по развитию речи, можно использовать такие дидактические игры, как «Кто дольше» ( учить подражать звукам: «у-у-у», «о-о-о», «и-и-и» и т. д., далее можно использовать усложненную игру «Кто как говорит» (используя при этом иллюстрации определенных животных; допустим кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав» и т. д.). Игра «Позови цыпленка» (учить детей правильно и четко произносить звук «Ц» словах и слогах).
2. Далее идет активизация словаря. Игра «Что лежит в лукошке?» (узнавание и закрепление названия фруктов, ягод, овощей. Используются изображения трех корзинок, фишки с фруктами, ягодами, овощами. Задача игры правильно назвать и разложить предметы по корзинкам, также дети проговаривают цвета овощей, фруктов, ягод, что способствует за-креплению основных цветов). Игра «Гардероб для куклы Кати» (игра помогает детям активизировать словарь по теме одежда, также можно тренировать детей в одевании вещей кукле Кате по порядку, при этом проговаривая каждый предмет гардероба, при его одевании) и т. д.
3. Развитие связной речи.
«Один-много» (цель научить детей младшего дошкольного возраста образовывать существительные множественного числа. Используются кар-точки с изображением одного и множественного количества, тех или иных предметов).
«Ласковые слова» (учим детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
«Найди предмет по описанию» (воспитание произвольного внимания, правильной связной речи, сообразительности).
«Когда это бывает?», «Чудо дерево» (закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки) и т. д.
Построенная таким образом работа позволяет детям к концу уже первого года пребывания в детском саду, не только научиться играть и развивать речь, но и значительно расширить знания дошкольника 3-4 лет-него возраста об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес проявляемый детьми к играм. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что мои советом воспользовались, в особенности родители, в отношении развития речи своих детей.