Получи документы

Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта

Пересыпкина Светлана
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат»

Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов

у детей с нарушением интеллекта

Пересыпкина Светлана

тьютор 1-го спец. класса.

Сенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима целенаправленная работа. Основной формой воздействия на ребенка в коррекционных классах специального образования являются занятия, в которых ведущая роль принадлежит воспитателю, учителю- дефектологу.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой выдвинули проблему сенсорно- перцептивного развития детей на приоритетное место.

Диагностика детей по разделу сенсорное развитие, анкетирование и беседы с родителями показали, что дети имеют нарушения в сенсорном развитии.

Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют ознакомление с окружающим миром. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

Проблема развития сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью очень важна и актуальна. Пробелы в развитии сенсорных эталонов у детей вызывают значительные затруднения во всех видах деятельности, поэтому появилась идея использования в работе с детьми дидактических игр.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.

Одним из условий работы с умственно отсталыми детьми является организация работы в игровой, занимательной форме, а дидактическая игра является самым эффективным методом.

Интеллектуальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. Этой цели и служат дидактический игры, т. к. в игре присутствуют два компонента: один из них обучающий, который преследует взрослый, а другой- игровой, ради которого действует ребенок.

У детей с умственной отсталостью опыт действия с предметами значительно беден, не сформирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Для того, чтобы дети развивались, нужно создать условия для развития : применение современных методов и приемов, создание обучающей развивающей среды, сенсорное оборудование, дидактические игрушки.

Дидактические игры служат хорошим средством коррекции и компенсации дефектов сенсорного развития. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать. Это особенно ценно для детей с нарушением интеллекта.

Работа по данной теме строилась с опорой на Программу воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Так же использовались методические рекомендации и игровые задания таких автором, как Е. Д. Худенко, Е. Д. Стребелевой, А. А. Катаевой, Л. А. Венгер и др.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, А. П. Усовой, выдвинули проблему сенсорного развития на приоритетное место.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость сенсорного исследования детей, как одного из важнейших направлений развития дошкольников. Без целенаправленного развития усвоение знаний происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны это общепринятые образы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, величины- метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии (соленый, сладкий, кислый, горький).

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании.

Формирование сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, и все эталоны должны быть усвоены ребенком.

У детей с нарушением интеллекта со значительным опозданием формируется умение выделять цвет, как признак предмета, им трудно даже усвоить основные цвета.

В отечественной психологии основной структурной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи- психологи установили. Что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий. Основное место среди них занимают персептивные и мыслительные действия.

Восприятие предмета, свойства, отношения всегда включает в себя обследование и сравнение. Чтобы увидеть, что предмет круглый, нужно сначала обвести его взглядом по контуру – обследовать, а затем сравнить с меркой- эталоном.

Действия рассматривания, ощупывания, выслушивания называются перцептивными. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоение систем сенсорных эталонов. Сенсорное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Этой цели и служат дидактические игры.

Умственно отсталые дети располагают возможностями развития сенсорного познания предметов и явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов деятельности.

В процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами через систему дидактических игр. В дидактической игре сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме.

Цель работы заключалась в использовании дидактических игр в обучающем процессе для успешного усвоения детьми сенсорных эталонов.

Для успешности и эффективности коррекционной работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить в педагогической и психологической литературе методические особенности формирования сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Формировать у детей с нарушением интеллекта поисковых способов ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создание интереса к свойствам и отношениям предметов.

3. Обеспечить постепенный, поэтапный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (форма, цвет, размер, целостное восприятия предмета).

4. Разработать серию занятий по сенсорному развитию.

5. Изготовить дидактические игры, оформить сенсорный уголок в группе.

Были созданы педагогические условия, необходимые для развития и воспитания :

1. Внедрение игровых приемов в коррекционный процесс осуществлялся с учетом поэтапного усложнения.

2. Умелое педагогическое руководство при проведении дидактических игр. Для ребенка с нарушением интеллекта эмоциональная сторона организации игры- важное условие.

3. Соблюдение последовательности в подборе игр. Игры располагались по возрастающей сложности, с учетом последовательности формирования умений.

Опираясь на программу Е. А. Стребелевой, разработала поэтапное

планирование игр. Выделила четыре этапа.

Цель первого этапа: формировать у детей перцептивные действия (рассматривание, выслушивание, ощупывание, обеспечить освоение

систем сенсорных эталонов.

Цель второго этапа: формировать навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога. Выполнение действий примеривания, прикладывания, нахождения, обследования предмета.

Цель третьего этапа: формировать умения определять отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Цель четвертого этапа: закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, расширять практический опыт детей.

В целях эффективности в работе с детьми использовала серию заданий из методики «Карта наблюдений» (Т. Д. Зинкевич- Евстегнеева, А. А. Нискевич, 2000).

Детям предлагала игровые упражнения на различение цветов спектра (до 3-х, на различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, выполняли простые постройки из конструктора, использовала для игры «Чудесный мешочек» (найти предмет на ощупь, предлагала сложить разрезные картинки (2- 4 ч.).

В работе использовала следующие игры: игры на выделение предметов из фона:

«Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки»;

- упражнения на развитие представлений о форме предметов:

«Что катится, что не катится», «Цветные шарики», «Закрой коробочки разной формы»;

- игры на восприятие и воспроизведение пространственных отношений «Достань колечко», «Далеко и близко», «Дорожка к домику».

А так же:

Дидактическая игра «Разложи по баночкам»

Цель: Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форма, величина, находить предметы с заданными свойствами, развивать моторику.

Материал: Силуэты банок с контурами кругов и овалов, красные круги, зеленые овалы.

Ход игры: Дети помогают маме консервировать овощи. Раскладывают круги и овалы на контуры, красные круги- помидоры, зеленые овалы- огурцы.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель: Закрепить представление о цветах действовать по образцу и слову, развивать зрительное восприятие.

Материал: Домики с окошком, мышка, кошка, квадраты разного цвета по числу детей.

Ход игры: Дети прячут мышку от кошки, закрывая окно домика, подбирая квадрат по цвету.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Дидактическая задача : Учить различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий путем подбора по образцу

Материал: воздушные шары для фланелеграфа (круг, такого же цвета ниточки.

Ход игры: Дети подбирают ниточки к своим шарикам.

На основе диагностики разработала дальнейшую коррекционно- развивающую деятельность детей. Основные задачи работы по сенсорному развитию : вызвать детей на эмоциональный контакт, заинтересовать ребенка, научить выполнять подражательные действия, привлечь к выполнению совместных действий.

Работу вела в тесном контакте с учителем- дефектологом, родителями. Родители получали практические рекомендации для сенсорного развития ребенка, оформляла памятки, папки- передвижки.

В результате обучения воспитанники научились по предъявленному образцу узнать и произвести выбор простых геометрических фигур, некоторые дети научились самостоятельно осуществлять выбор по вербальному обозначению этой формы. Действия детей приобрели более совершенный характер, они стали пользоваться методом проб и ошибок, верно пользоваться вкладышами, т. е. прослеживается динамика развития зрительного восприятия и конструктивных способностей. Часть детей выполняет задания по образцу, часть по словесной инструкции.

В настоящее время с детьми продолжается работа по формированию активного интереса к свойствам и качествам предметов (проводится работа по формированию сенсорных эталонов, совершенствуются персептивные действия (пробы, примеривание, соотнесение, особое место отводится продуктивным видам деятельности (конструированию из различных форм).

Вывод: После проведенной работы по данной теме большинство заданий воспитанники научились выполнять по словесной инструкции или с направляющей помощью педагога. Процесс формирования сенсорных эталонов отличается своеобразием и характеризуется (в связи с разными умственными способностями и возможностями детей) замедленным темпом. В обучении часто возникали трудности, и результаты видны не сразу, тем не менее, большинство детей при применении методически верных и эффективных методов работы, систематичности, доступности воспитания и обучения способны усвоить предлагаемый результат.

Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, просто все имеют разные возможности. И это обстоятельство все больше принимается во внимание, поэтому в последние годы положение с умственной отсталостью начинает меняться в лучшую сторону.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Бизиборд — элемент развития сенсорных эталонов детей раннего возраста Способность ощущать и воспринимать внешний мир, различать предметы в зависимости от их качеств является основой для развития мышления» М.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста» Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста.

Дидактическая игра «Кто что ест?» (разновозрастная группа с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллекта)Дидактическая игра «Кто что ест?» (разновозрастная группа с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллекта) Цель: 1. Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; 2. Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать.

Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта? Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нару-шением интеллекта? Может показаться, что педагогическая.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших.

Методические рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Методические рекомендации для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Игра пронизывает всю.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Песочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллектаПесочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллекта Цели и задачи: Главная цель в песочной терапии-не переделать ребенка,а дать возможность быть общительнее. Задачи:Развивать тактильную чувственность.

Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста Статья. «Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста». Выполнила студентка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 17:50
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Пересыпкина Светлана (УИ 1682131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД