Пересыпкина Светлана
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат»
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов
у детей с нарушением интеллекта
Пересыпкина Светлана
тьютор 1-го спец. класса.
Сенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима целенаправленная работа. Основной формой воздействия на ребенка в коррекционных классах специального образования являются занятия, в которых ведущая роль принадлежит воспитателю, учителю- дефектологу.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой выдвинули проблему сенсорно- перцептивного развития детей на приоритетное место.
Диагностика детей по разделу сенсорное развитие, анкетирование и беседы с родителями показали, что дети имеют нарушения в сенсорном развитии.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют ознакомление с окружающим миром. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Проблема развития сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью очень важна и актуальна. Пробелы в развитии сенсорных эталонов у детей вызывают значительные затруднения во всех видах деятельности, поэтому появилась идея использования в работе с детьми дидактических игр.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.
Одним из условий работы с умственно отсталыми детьми является организация работы в игровой, занимательной форме, а дидактическая игра является самым эффективным методом.
Интеллектуальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. Этой цели и служат дидактический игры, т. к. в игре присутствуют два компонента: один из них обучающий, который преследует взрослый, а другой- игровой, ради которого действует ребенок.
У детей с умственной отсталостью опыт действия с предметами значительно беден, не сформирован и не обобщен.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Для того, чтобы дети развивались, нужно создать условия для развития : применение современных методов и приемов, создание обучающей развивающей среды, сенсорное оборудование, дидактические игрушки.
Дидактические игры служат хорошим средством коррекции и компенсации дефектов сенсорного развития. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать. Это особенно ценно для детей с нарушением интеллекта.
Работа по данной теме строилась с опорой на Программу воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Так же использовались методические рекомендации и игровые задания таких автором, как Е. Д. Худенко, Е. Д. Стребелевой, А. А. Катаевой, Л. А. Венгер и др.
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, А. П. Усовой, выдвинули проблему сенсорного развития на приоритетное место.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость сенсорного исследования детей, как одного из важнейших направлений развития дошкольников. Без целенаправленного развития усвоение знаний происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны это общепринятые образы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, величины- метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии (соленый, сладкий, кислый, горький).
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании.
Формирование сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, и все эталоны должны быть усвоены ребенком.
У детей с нарушением интеллекта со значительным опозданием формируется умение выделять цвет, как признак предмета, им трудно даже усвоить основные цвета.
В отечественной психологии основной структурной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи- психологи установили. Что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий. Основное место среди них занимают персептивные и мыслительные действия.
Восприятие предмета, свойства, отношения всегда включает в себя обследование и сравнение. Чтобы увидеть, что предмет круглый, нужно сначала обвести его взглядом по контуру – обследовать, а затем сравнить с меркой- эталоном.
Действия рассматривания, ощупывания, выслушивания называются перцептивными. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоение систем сенсорных эталонов. Сенсорное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Этой цели и служат дидактические игры.
Умственно отсталые дети располагают возможностями развития сенсорного познания предметов и явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов деятельности.
В процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами через систему дидактических игр. В дидактической игре сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме.
Цель работы заключалась в использовании дидактических игр в обучающем процессе для успешного усвоения детьми сенсорных эталонов.
Для успешности и эффективности коррекционной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в педагогической и психологической литературе методические особенности формирования сенсорных эталонов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Формировать у детей с нарушением интеллекта поисковых способов ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создание интереса к свойствам и отношениям предметов.
3. Обеспечить постепенный, поэтапный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (форма, цвет, размер, целостное восприятия предмета).
4. Разработать серию занятий по сенсорному развитию.
5. Изготовить дидактические игры, оформить сенсорный уголок в группе.
Были созданы педагогические условия, необходимые для развития и воспитания :
1. Внедрение игровых приемов в коррекционный процесс осуществлялся с учетом поэтапного усложнения.
2. Умелое педагогическое руководство при проведении дидактических игр. Для ребенка с нарушением интеллекта эмоциональная сторона организации игры- важное условие.
3. Соблюдение последовательности в подборе игр. Игры располагались по возрастающей сложности, с учетом последовательности формирования умений.
Опираясь на программу Е. А. Стребелевой, разработала поэтапное
планирование игр. Выделила четыре этапа.
Цель первого этапа: формировать у детей перцептивные действия (рассматривание, выслушивание, ощупывание, обеспечить освоение
систем сенсорных эталонов.
Цель второго этапа: формировать навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога. Выполнение действий примеривания, прикладывания, нахождения, обследования предмета.
Цель третьего этапа: формировать умения определять отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Цель четвертого этапа: закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, расширять практический опыт детей.
В целях эффективности в работе с детьми использовала серию заданий из методики «Карта наблюдений» (Т. Д. Зинкевич- Евстегнеева, А. А. Нискевич, 2000).
Детям предлагала игровые упражнения на различение цветов спектра (до 3-х, на различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, выполняли простые постройки из конструктора, использовала для игры «Чудесный мешочек» (найти предмет на ощупь, предлагала сложить разрезные картинки (2- 4 ч.).
В работе использовала следующие игры: игры на выделение предметов из фона:
«Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки»;
- упражнения на развитие представлений о форме предметов:
«Что катится, что не катится», «Цветные шарики», «Закрой коробочки разной формы»;
- игры на восприятие и воспроизведение пространственных отношений «Достань колечко», «Далеко и близко», «Дорожка к домику».
А так же:
Дидактическая игра «Разложи по баночкам»
Цель: Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форма, величина, находить предметы с заданными свойствами, развивать моторику.
Материал: Силуэты банок с контурами кругов и овалов, красные круги, зеленые овалы.
Ход игры: Дети помогают маме консервировать овощи. Раскладывают круги и овалы на контуры, красные круги- помидоры, зеленые овалы- огурцы.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: Закрепить представление о цветах действовать по образцу и слову, развивать зрительное восприятие.
Материал: Домики с окошком, мышка, кошка, квадраты разного цвета по числу детей.
Ход игры: Дети прячут мышку от кошки, закрывая окно домика, подбирая квадрат по цвету.
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Дидактическая задача : Учить различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий путем подбора по образцу
Материал: воздушные шары для фланелеграфа (круг, такого же цвета ниточки.
Ход игры: Дети подбирают ниточки к своим шарикам.
На основе диагностики разработала дальнейшую коррекционно- развивающую деятельность детей. Основные задачи работы по сенсорному развитию : вызвать детей на эмоциональный контакт, заинтересовать ребенка, научить выполнять подражательные действия, привлечь к выполнению совместных действий.
Работу вела в тесном контакте с учителем- дефектологом, родителями. Родители получали практические рекомендации для сенсорного развития ребенка, оформляла памятки, папки- передвижки.
В результате обучения воспитанники научились по предъявленному образцу узнать и произвести выбор простых геометрических фигур, некоторые дети научились самостоятельно осуществлять выбор по вербальному обозначению этой формы. Действия детей приобрели более совершенный характер, они стали пользоваться методом проб и ошибок, верно пользоваться вкладышами, т. е. прослеживается динамика развития зрительного восприятия и конструктивных способностей. Часть детей выполняет задания по образцу, часть по словесной инструкции.
В настоящее время с детьми продолжается работа по формированию активного интереса к свойствам и качествам предметов (проводится работа по формированию сенсорных эталонов, совершенствуются персептивные действия (пробы, примеривание, соотнесение, особое место отводится продуктивным видам деятельности (конструированию из различных форм).
Вывод: После проведенной работы по данной теме большинство заданий воспитанники научились выполнять по словесной инструкции или с направляющей помощью педагога. Процесс формирования сенсорных эталонов отличается своеобразием и характеризуется (в связи с разными умственными способностями и возможностями детей) замедленным темпом. В обучении часто возникали трудности, и результаты видны не сразу, тем не менее, большинство детей при применении методически верных и эффективных методов работы, систематичности, доступности воспитания и обучения способны усвоить предлагаемый результат.
Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, просто все имеют разные возможности. И это обстоятельство все больше принимается во внимание, поэтому в последние годы положение с умственной отсталостью начинает меняться в лучшую сторону.