Надежда Геннадьевна Жунина
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это искра зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
А. С. Сухомлинский.
1. Актуальность
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста».
Публикация «Опыт работы по теме „Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.
В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада обеспечить более полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже не верным.
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить, как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное развитие.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей
группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю этот период благоприятным для решения этой задачи.
У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.
Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой сенсорного воспитания.
2. Научное обоснование
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Коменский. Он написал книгу «Великая дидактика» в которой впервые сформулировал дидактические принципы; которые не утратили своего значения до настоящего времени. В 19веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Он создал знаменитые «дары»- пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952, она разработала ряд упражнений способствующих развитию тактильного и термического чувства.
Среди многих ученых были известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Елизавета Ивановна Тихеева, А. В. Запорожец, Леонид Абрамович Венгер, Александра Владимировна Усова, Э. Г. Пилюгина,Нелли Борисовна Венгер, которые занимались проблемой сенсорного развития дошкольников. Они справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одно из основных сторон дошкольного воспитания.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Включение в организованную образовательную деятельность дидактических игр, дает возможность развивать сенсорные способности младших дошкольников.
Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста актуальна в практике дошкольного образования. Поэтому я решила использовать дидактические игры в работе с детьми.
3. Системность и технологичность опыта
Целью моей темы по саморазвитию является формирование сенсорных способностей у детей.
Для достижения данной цели определила задачи:
-способствовать формированию у детей перцептивных действий;
-помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
-побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей. Также в процессе игры формируется доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Все участники образовательных отношений (дети, родители, педагоги) вовлечены в мероприятия по реализации данной темы.
Работа с детьми
Работу по сенсорному развитию детей осуществляю на основе анализа методической и научной литературы.
Для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей своей группы я провела специальные контрольно-проверочные занятия, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности. Результаты исследований фиксировала в диагностических картах. Это помогло составить предварительные представления о возможностях каждого ребенка.
После проведения диагностики составила перспективный план по сенсорному воспитанию детей, в который включены дидактические игры.
Всю работу по сенсорному развитию детей строю с учетом диагностических данных, в соответствии с циклограммой и расписанием занятий.
Задачи по сенсорному развитию включила в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, занятия продуктивной деятельностью.
Для полноценного сенсорного развития детей, в группе создан центр дидактической игры, который обеспечивает разные виды игр для сенсорных способностей младших дошкольников и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
Разработаны картотеки дидактических игр по сенсорным эталонам младшего дошкольного возраста.
Работа с детьми ведется на протяжении всего дня, включая разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты;
-во время кормления (Какого цвета суп?», «Чем пахнет сок?», «Какой формы печенье)
-во время умывания («Теплая-холодная водичка», «Какого цвета мыло, чем оно пахнет?»)
-при одевании («Найди пару носочку», «Чей шарфик длиннее?»)
-во время прогулки («Приятный аромат цветов», какого дерева листочек?»)
Это позволяет мне проводить игры небольшими подгруппами, обеспечивая дифференцированный подход. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняются.
При организации занятий и дидактических игр использую разнообразные методические приемы:
-Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова - стихов, загадок, считалок, песенок.)
-Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действий.)
-Практические (действие ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей.)
Работая с детьми младшего возраста, я понимаю, что организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности : ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Анализируя проводимые дидактические игры,наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение в игре придаю умственной задаче с активными действиями и движениями самого ребенка ( например: катать цветные шарики в воротца такого же цвета).Только тогда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактические задачи, достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей,будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.
Работа с родителями
Успешность работы по внедрению дидактических игр зависит и от тесного сотрудничества с семьей.
Работа с родителями ведется в соответствии с планом, который составлен на 2 года.
Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.
Информацию об особенностях дидактических игр по сенсорному развитию детей довожу до сведения родителей на собраниях, в индивидуальных и тематических беседах.
Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, в буклетах, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.
Мастер-класс по теме : «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» дал возможность родителям получить информационно-практическую помощь о значении и видах игр, использованию дидактических игр дома.
Активное участие родителейв педагогическом процессеявляется залогом успеха полноценного развития детей.
Работа с педагогами
Одной из важных задач является ознакомление педагогического коллектива с дидактическими играмипо сенсорному развитию дошкольников.
Работу с педагогами осуществляюв соответствии с планом.
На консультации познакомила педагоговс идеей использования нестандартного оборудования для сенсорного развития дошкольников, дидактическими играми для детей с речевыми нарушениями.
Провела мастер-класс по теме «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
На совещании при заведующей выступила с материалом из опыта работы по теме.
Совместная работа воспитателей помогает достичь желаемых результатов в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.
4. Результативность опыта
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр способствует формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
На занятиях воспитанники получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч.
Использование дидактических игр помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования и предупредить появление проблем у детей в школе.
Анализ анкетирования родителей показал, что 81% опрошенных интересует информация о сенсорном развитии детей; 78% - используют предложенный материал для развития дошкольников дома.
Результатам работы с педагогами стали :
- теоретическая подготовка по теме к последующей деятельности с детьми;
- пополнение предметной среды групп дидактическими играми по сенсорному развитию.
-педагоги отметили, что дидактические игры оказывают стимулирующее влияние на развитие сенсорных способностей.
Результаты проделанной работы доказывают, что созданные условия способствуют расширению кругозора каждого ребенка на базе ближайшего окружения, развитию сенсорных эталонов.