Марина Миханкова
Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно эмоциональное развитие включает :
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- развитие эмоционального реагирования;
- развитие эмоциональной экспрессии;
- развитие эмпатии;
- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
- формирование словаря эмоциональной лексики.
Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Народный фольклор имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. Само слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: «folk» - народ и «lore» - мудрость, т. е. «народная мудрость».
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче познает окружающий мир, усваивает представления о красоте, морали. Художественная литература - незаменимое средство воспитания. Она близка и понятна жизненному опыту маленького ребенка и соответствует детскому мышлению. Художественное слово вызывает эмоциональный отклик. Ребенок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Опыт литературных героев начинает влиять на собственные действия и поступки малыша. «Музыка» ритма художественного произведения создает у ребенка положительное эмоциональное отношение к режимным процессам, вызывает интерес к ним.
Использование потешек, пестушек, колыбельных, коротких авторских стихотворений при организации гигиенических и бытовых процедур и моментов помогает взрослому, через ласковые обращения, которые в них содержатся, установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения. Ребенок чувствует, что его любят, хотят порадовать, развеселить. Малышу, при положительном эмоциональном настрое, становится легче и приятнее выполнять требования взрослых – умыться, одеться, съесть кашу, убрать игрушки на место.
Потешки способствуют превращению скучного бытового процесса в увлекательное действие, игровую ситуацию. Художественные произведения помогают избавиться от страхов, неуверенности в своих силах и возможностях. Все это вызывает у ребенка желание действовать самостоятельно, создает и поддерживает интерес к бытовому процессу. Этот интерес у младших дошкольников поддерживается через вариативное эмоциональное использование потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок и стихов. Прослушивание одних и тех же потешек, пестушек – это не только важный прием, позволяющий ребенку познавать мир вокруг себя и запоминать новые слова и понятия. Для ребенка это еще и способ снизить тревогу, избавиться от накопившегося за день беспокойства. Знакомый фольклор приходит на помощь, делая мир малыша стабильным, привычным и радостным. Маленькому ребенку необходимо большое количество повторений, чтобы в его сознании образовалась прочная связь между предметами, действиями и их названиями.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. Народную сказку также можно отнести к фольклорному жанру. Чтобы пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, в сказке красочно нарисована борьба могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В сказках осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
- что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость – в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Морозко", "Царевна-лягушка").
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, несмотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.