Лучший педагог года

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Анна штабеева
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Такое понятие, как «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Публикация «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств- целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует, контролировать, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал:«психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественно развитии эмоциональной сферы».[2, 56] Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена»[Л. С. Выготский]. Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.

Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.

Существует замечательная работа Л. П. Стрелковой, в которой исследуется эмоциональность детей, воспитывающихся в детском доме. Там, например. Описаны эксперименты, которые показывают, что многие дети не различают записанных на фонограмме звуков смеха и плача, не могут определить, что есть что. Для них и смех, и плач звучит одинаково. Детдомовские дети обделённые, им действительно многого не хватает для того, чтобы правильно развиваться. Поэтому не удивительно. Что они чаще всего попадают в число имеющие проблемы эмоционального развития. Но очень часто можно ставить подобный «диагноз» детям из полных семей. Тихий спокойный ребёнок - это очень удобно. Приходит подростковый возраст, и взрослые начинают хвататься за голову… Как, к примеру, показывает исследование института физиологии детей и подростков, страдающие эмоциональным дефицитом в дошкольном детстве, как правило, начинают вести раннюю половую жизнь. Это плохая, дурная, неправильная, но единственно возможная компенсация того, чего ребёнок был лишён в детстве. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то возрастном периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».[2] Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.

В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства - дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии : у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп, которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания. Понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто развивать память, мышление, внимание.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально- личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить развитие эмоционального интеллекта.

Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Сб., 1997.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. Т. 4-М., 1984.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М., 1998.-с. 56.

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную.

Дидактическое пособие «Чудо-книжка» как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Чудо-книжка» как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста Первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе, в удовольствии). Дальнейшее обогащение поводов.

Консультация для педагогов на тему «Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации» Развитие социального интеллекта у детей – это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность.

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» .

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Значение развивающей среды для физического развития детей дошкольного возраста Физическое развитие – очень важный этап в становлении личности ребенка. А большую часть времени дошкольники проводят в детском садике, поэтому.

Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Статья «Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Словарь живого великорусского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июня 2019 в 15:15
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна штабеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД