Лучший педагог года

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Элина Шахова
Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали ее значение для психического развития детей. Так, А. С. Макаренко неоднократно указывал на решающее влияние игры в формировании личности ребенка и рассматривал ее как мощный способ воспитания коллективизма, воли, практических навыков. Однако, по его мнению, игра эффективна лишь в том случае, если ребенок активно строит и комбинирует человеческие взаимоотношения.

Публикация «Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Об обучающем значении игры высказывали свои мысли Я. А. Коменский, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Л. С. Выготский считал, что игра является основой для развития познавательных способностей ребенка, поскольку посредством игры, игровые действия преобразуются в умственные.

В современной педагогической теории выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка дошкольника :

– первая группа – предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир людей и животных;

– вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников : сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.

Так, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет – сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» и т. д.); игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, почта и т. д.); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.); игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного персонажа и отражение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются незаменимым средством получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, поскольку они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.

Дидактические игры – игры, которые специально созданы или приспособленные для целей обучения. По мнению Я. Д. Коменского, именно дидактическая игра является эффективным средством умственного развития ребенка, но только тогда игру можно назвать дидактической, когда познавательный элемент тесно связан с элементом заинтересованности. Использование в процессе обучения дидактических игр, по его мнению, способствует получению ребенком определенных знаний, формированию у него умений и навыков, способствует развитию мышления, развивает волевые качества.

Первоначальная цель дидактической игры в обучении старших дошкольников, состоит в том, что бы включить таких детей в непосредственную образовательную деятельность. Дидактическая игра, является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового, на первый взгляд не понятного детям. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к образовательной деятельности возрастает, изучаемый материал становиться доступным. Несмотря на то, что дидактическая игра это не основная форма изучения нового материала дошкольниками, она все-таки, является частью образовательного процесса. Дидактические игры способствует формированию фонематического восприятия слова, расширяет кругозор детей, активирует аналитико-синтетическую деятельность, а главное стимулирует речь и развивают мышление. В результате этого у детей появляется интерес к изучению новых знаний.

Ценность дидактических игр как средства развития у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что в таких играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников данной категории ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Использование дидактических игр дает возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.

Учитывая вышесказанное, дидактические игры, которые в работе со старшими дошкольниками, можно сгруппировать следующим образом:

1. Игры с предметами:

– игры с реальными предметами, с помощью которых дети получают новые знания об окружающей действительности, например: «Найди пару», «Что лишнее?», «Подбери предмет по цвету»;

– игры на замещение предметов – формируют у детей старшего дошкольного возраста умение выполнять действия замещения, подбирать к заместителям соответствующие им предметы;

– игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий;

– игры на анализ предметов и на выделение пространственных отношений – направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях.

2. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание играть, поскольку в них используют предметы природы (овощи, фрукты, семена, камни и т. д). Однако необходимо помнить, что в игры с природным материалом лучше всего играть на природе, потому что окружающая природа – лучшая наглядность, например, такие игры, как: «Каждому камешку свой домик», «Угадай дерево», «Собери букет», «Что лишнее?» и др.

3. Настольно-печатные игры, при помощи которых решаются различные развивающие задачи обучения детей, а именно: закрепление знаний о пространственном расположении на листе, о порядковом и количественном счете, нахождение сходств и отличий между предметами (картинками, развитие зрительного восприятия, например: «Домино», «Лото», «Ищи и найдешь», а так же различные игры с картинками. Перечисленные игры помогают детям, знакомится со свойствами и признаками предметов (величиной, формой, цветом, качеством, в них решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, качеству назначению).

4. Словесные игры. Необходимо заметить, что словесные игры являются наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста, поскольку требуют активизации многих психических процессов. Такие игры построены на словах и действиях и опираются на уже имеющиеся у детей знания о предметах и явления окружающей действительности, например, игры: «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Опиши предмет», «Угадай по описанию», «Третий лишний», «Какой звук?», составление рассказа по «Серии сюжетных картинок». Ценность таких игр заключается в том, что они способствует развитию речи детей, расширяют и активизируют словарный запас, формируют грамматическую сторону речи и правильное звукопроизношение, развивают связную речь, как диалогическую, так и монологическую.

Так, в процессе проведения игры «Угадай по описанию» педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном или игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Это … (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Составление рассказа по «Серии сюжетных картинок» способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста умения устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Решение задач в образовательном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми старшего дошкольного возраста происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машинку в гараж», в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.

Использование таких игр как «Что случилось?», «Кому какое угощение» дают возможность сформировать у детей старшего дошкольного возраста развития предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Для формирования понимания детьми внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, необходимо использовать следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Сгруппируй» и другие.

Детей старшего дошкольного возраста следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать свои суждения. Этому способствуют такие игры как: «Волшебные картинки», «Что сначала, что потом». Эти игры развивают речь и наглядно-образное мышление дошкольников, а также учат детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая.

Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Введение в действие Федерального государственного.

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» (практикум) Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 "Забава" Педагогический проект «Дидактическая игра как.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Элина Шахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД