Получи документы

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

(практикум)

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Публикация «Консультация для педагогов „Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, взрослый должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

Умение слышать слово.

С чего начать занятия по обучению грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Но как это сделать? Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом, мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.

Поиграем с ребенком в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука "з" можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука "ш" — с шелестом листьев, быстрое повторение звука "п" — с пыхтением ежика. Поиграйте с детьми в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р). Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться.

Давайте поиграем еще. Сначала я буду пояснять цели и ход игры, а потом возьму в руки мяч и мы вместе поиграем несколько минут.

Игра 1. «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый, а так же назвать последний звук в слове.

Игра 2. «Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т. д.

Игра 3. «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т. д.

Игра 4. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т. д.

Сколько звуков? На каком месте?

И вот первый этап обучения пройден : ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова, сходные по своему звуковому составу.

Но это еще не значит, что ваш ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово "кот", а он отвечает вам: «В слове "кот" есть звук "о", звук "к" и звук "т"» — это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ — основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения — новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Мы даем детям карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребенок наш уже знает, что слова состоят из звуков. Дома можно нарисовать такие клеточки.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». — «А сколько звуков в слове?»«Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», — старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?»«Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».

В качестве фишек можно использовать любой материал; нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.

И так далее ребенок называет следующие звуки и закрывает фишками клеточки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно ребенку! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы.» Вот и мы посмотрим, кто же внимательный. Уберите, пожалуйста, звук д., уберите последний звук, уберите звук о…

Гласные и согласные.

После того как будут проанализированы трехзвуковые слова, можно вводить новое — учить различать гласные и согласные звуки. Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Положите перед малышом карточку со словом "шар" и загадайте ему загадку: «В этом слове есть один звук — необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда ты его произносишь, ничто во рту тебе не мешает — ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадай, какой это звук». Ребенок легко догадывается — "а". Проверьте вместе с ним, так ли это. Не смущайтесь, пусть дети покричат, послушают этот звук, убедятся, как легко он произносится. А потом спросите только лишь этот один звук «а» можно пропеть, или есть еще такие звуки. Окажется, что имеются еще звуки. А какие это звуки? (о, и, э, у, ы)

Только после этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя крикнуть так, как гласные звуки. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками. Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки "р", "м", "л", т. е все те согласные, которые можно долго тянуть и петь. А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется. Скажите ему: «Действительно, звук "м" можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта». Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками. Такое не заученное и как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями.

Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

А давайте проанализируем слово "Нина"(можно предложить это ребенку). После того как слово разобрано, схема звукового состава заполнена фишками, вы задаете малышу вопрос: «Какие в этом слове есть гласные звуки?» — "А", — отвечает ребенок, указывая на красные фишки, стоящие на схеме. «А какие в этом слове согласные звуки?»«Н и н». — «Очень хорошо! А скажи, как тебе кажется, похожи эти звуки или нет? Послушай, как я их произношу: "нь-нь-нь", "н—н—н». — «Похожи». — «Но один звук я произношу мягко, послушай: нь-нь-нь, а другой: н-н-н — как я его произношу?» Обычно ребенок отвечает: «Ты его грубо произносишь». Вы подтверждаете: «Да, я его произношу твердо: н-н-н, а звук н'-н'-н' я произношу мягко, правда? Те согласные звуки, которые мы произносим твердо, называются твердыми согласными, и мы будем их обозначать синими фишками, а те согласные, которые мы произносим мягко, называются мягкими согласными, и обозначать мы будем их зелеными фишками.

Давай уберем со схемы желтые фишки и поставим эти. Какой звук ты обозначишь синей фишкой?» — «Звук н». — «Правильно, ставь фишку. А зеленой фишкой какой звук в этом слове будем обозначать?» — «Звук нь». Вот так вы познакомили ребенка с такими сложными понятиями, как гласные, твердые и мягкие согласные звуки. На дальнейших занятиях вам больше не понадобятся желтые фишки: проводя звуковой анализ слова, ребенок должен теперь характеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками.

Этому всему детей обучают постепенно, а ни за один присест, как мы с вами.

Со схемой и без нее.

В звуковом анализе переходим к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов. Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, волк, куст, аист, паук.

Способ проведения звукового анализа остается тем же, но ребенку с каждым занятием требуется все меньше усилий для его проведения.

Как долго ребенок должен пользоваться схемой звукового состава слова? Когда вы увидите, что ребенок свободно проводит звуковой анализ 4—5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребенку выложить фишки перед собой прямо на столе. Но следите за тем, чтобы, выкладывая фишки на столе, дети постоянно проверяли себя, «прочитывая» слово с указкой так, как мы учили их вначале. Такое «чтение» с указкой и с интонационным выделением у детей сохраняется очень долго. Оно — основа будущего грамотного письма, основа того, что ребенок не будет пропускать при письме отдельные буквы.

По мере овладения новыми знаниями и умениями вы можете все больше усложнять эти игры. Например, предложите называть слова, состоящие из трех звуков, сначала любых. Тут можно назвать и слово "жук", и слово "ухо". А потом — только такие трехзвуковые слова, в которых в середине гласный звук. Дальше правило еще больше усложняется: первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный. Условия игры можно изменять без конца. Трудно? Попробуйте, и вы убедитесь, что ребенок, обученный в соответствии с предлагаемой программой, делает это не только легко, но с огромным удовольствием. И особенно радует малышей то, что очень скоро играющий с ним взрослый начинает в подобных речевых играх проигрывать!

Придумайте слова состоящих из трех звуков, чтобы подходила под эту схему: первый звук был твердый согласный, второй — гласный, а третий — мягкий согласный. Вот какие слова назвали пятилетние дети, когда было предложено такое задание-игра : мать, дочь, пыль, моль, жаль, шаль, май, дай, мой, рой, шить, боль, пой, жуй, путь, мыть, рыть, дать, роль, лань, рань, конь, корь, соль, лось, рысь, жарь, дуть, жить, руль, ноль, мазь. Согласитесь, далеко не каждый взрослый может выполнить задание с таким блеском!

Для того чтобы ребенку было легче, чтобы он мог контролировать себя, выкладывайте перед ним фишки в соответствии с игровым правилом.

Эту игру можно провести по-иному, превратив ее в загадку: взрослый выкладывает перед ребенком фишки — синюю, красную, зеленую, синюю, красную — и говорит: «Я задумал слово, угадай какое». Сначала малыш начинает просто называть слова в соответствии с поставленными фишками: майка, почта, тачка и т. д. Но очень скоро убеждается, что так не угадаешь. Научите его, как нужно задавать вопросы, чтобы быстрее угадать.

— Это живое?

— Нет, не живое.

— Это предмет?

— Да.

— Этот предмет есть у нас дома?

— Да.

— Это мебель?

— Нет.

— Это посуда?

— Нет.

— Это одежда?

— Да.

— Это носят зимой?

— Да.

Ребенок смотрит на фишку и угадывает: пальто. Потом можно поменяться ролями, загадку загадывает ребенок. Эти игры-загадки очень скоро становятся любимыми играми детей. Правда, надо отметить, что лучше играют в них дети постарше : 5,5—6 лет.

Вывод:

На занятиях по грамоте мы также с детьми играем в игры со словами, делим слова на слоги, составляем предложения, учимся записывать предложения схемой. Но я сегодня обратила ваше внимание на звуковую сторону речи, что, на мой взгляд, самое сложное на занятиях по обучению грамоте.

Проанализировав наше выступление, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что-нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку «5» по чтению и письму…

Подводя итог нашего практикума, скажу, что так хотелось бы, встретившись с вами через несколько лет, услышать «А у моего ребенка по русскому языку пятерка!» или «Нам помогли занятия по обучению грамоте в дальнейшем обучении в школе»

Публикации по теме:

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Введение в действие Федерального государственного.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Особенности театрализованной игры в развитии детей В.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 19:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД