ирина коробова
Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»
Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н.
Сегодня я познакомлю Вас с опытом работы по теме "Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста".
Актуальность темы
Публикация «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека: она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении важнейшей информации, дает приятную физическую нагрузку.
Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
К ТОМУ ЖЕ ИГРОВОЙ МЕТОД –
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ПОТОМУ ЧТО:
игра созвучна природе ребенка;
она влияет на развитие памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов;
требует включенности в правила;
ставит в условия поиска;
пробуждает интерес к победе;
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
помогает эмоционально окрасить занятие;
позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений;
движения, связанные с каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей;
В своей работе по данной теме руководствуюсь своей рабочей программой по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет, и составлена на основе программы:
-Е. К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду».
-Т. И. Осокиной «Как научить детей плавать».
Опираюсь на методические разработки следующих авторов:
- М. Д. Маханева, Г. В. Баранова «Фигурное плавание в детском саду»
- Н. Ж. Булгакова Игры у воды и на воде.
- Н. В. Микляева, обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности.
Основное содержание моей рабочей программы составляют физические упражнения и игры, которые помогают детям освоить навыки плавания. В процессе непосредственной образовательной деятельности по плаванию мы знакомим детей с множеством упражнений, развивающих функциональные возможности организма, координацию движений, укрепляем мышцы, но и решаем конкретную задачу — обучение навыку плавания. Однако достаточно сложная структура движений и специфика выполнения большинства упражнений труднодоступны для понимания детей дошкольного возраста. Поэтому я решила систематизировать игровые приемы и использовать игры как основное средство мотивации к обучению детей плаванию.
Первоначально была определена цель
Цель:
Внедрение в практику работы игровых приёмов как средства мотивации детей дошкольного возраста обучению плаванием
Выделены следующие задачи
- формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием;
- развитие двигательных умений и навыков в воде, как основы дальнейшего обучения плаванию;
-обеспечение эмоционального благополучия при выполнении физических упражнений в воде;
- укрепление здоровья, содействие гармоничному психофизическому развитию;
-создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий в воде.
Считаю важным учитывать
принципы
организации дидактического пространства[/b]
1
Принцип «открытого обучения».
Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает вариации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения меня как инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг -- учим его опускать лицо в воду, боится упасть - учим вставать, боится захлебнуться - учим правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - учим нырять, и т. д.
2.
Принцип учета ведущей деятельности.
Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру, потому что игра ведущий вид деятельности
3.
Принцип свободного выбора
. Ребенок сам выбирает игровые задания, виды деятельности, объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть, сколько раз я окунусь, самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.
4.
Принцип дополнения естественного двигательного пространства ребенка дидактическим.
Наша с вами задача - вовремя заметить проснувшийся интерес к новым упражнениям и организовать процесс обучения предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.
5.
Принцип «от простого к сложному
». Этот принцип предполагает последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений и способствует превращению игровой ситуации в учебную. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания.
6.
Принцип «от целого к частному
». Техника различных способов плавания осваивается от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
7. П
ринцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей считаю наиболее важным
. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общей схемы обучения, и допускает импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Условием эффективности применения игровых методов является наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т. д.); в нашем детском саду созданы оптимальные условия для развития двигательной активности ребёнка. Это физкультурный зал и бассейн с необходимым оборудованием и инвентарём, который мы систематически пополняем и обогащаем в зависимости от конкретно поставленных задач. Положительные эмоции и желание ребенка плавать зависят от развивающей среды акватории бассейна, физкультурного зала, правильно организованного педагогического пространства.
ОБРАЗНО – ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МНОЮ В ООД
-Цель: Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков, как правило на ранних этапах обучения.
Вариант1 : Одно движение имеет разные образы. (скольжение как стрела, как торпеда, как акула и т. д.)
Вариант 2: Один и тот же образ воплощается в разных движениях. (например образ мотора используем для обучения разным движениям – движение ногами «как мотор», движения руками «как мотор», упражнения на дыхание и т. д)
На помощь приходят образные выражения, сравнения с движениями животных, птиц, сказочные персонажи, бытовые жесты и умения.
Моя задача заинтересовать образом и помочь им войти в него. Если дополнить музыкальным сопровождением – развивается творческий подход к выполнению подражательного движения. (широко применяю в упражнениях на релаксацию)
В ПРАКТИКУ РАБОТЫ Я АКТИВНО ВКЛЮЧАЮ СЮЖЕТНО - ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ
ЭТО МОГУТ БЫТЬ КАК СЮЖЕТНО ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, ТАК И ПРОСТО СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- Цель формируется с помощью сюжетной игры, в которую заложена определенная мотивация.
Например, в игровом задании “Помоги Буратино найти золотой ключик” с самого начала перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, разрешать проблемную ситуацию. Причём присутствие самого Буратино вовсе не обязательно (Выручайте, дети! Может, ключик в море? Не могу нырять я, дерево не тонет)
-Игровой сюжет может быть связан с неожиданностями, например, “Путешествие в морское царство”, где разные герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели. На нашем занятии был один герой – капитан, в роли которого выступала я.
Предметно образные занятия
Такие приёмы хорошо включать в работу с разновозрастными детьми от младшего до подготовительного
- Цель: Учить детей придавать снарядам и предметам игровой образ и характер, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с данным предметом.
- Варианты :
- Дети выполняют разнообразные движения, упражнения и игры с одним и тем же предметом, или на одном и том же снаряде.
- Например, “День мяча”, “День обруча» «Непослушные мячи»
-На занятии используются разнотипные снаряды или предметы для организации разнообразной двигательной деятельности. Например, “обруч, нудлс в игру с собой бери”.
Этот приём позволяет закрепить полученные двигательные навыки.
По литературным произведениям и сказкам. Этот приём целесообразнее всего использовать при проведении развлечений и праздников, а так же допускается при организации ООД.
Цель: Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, посредством активного включения в сюжет произведения, учить преодолевать двигательные трудности в достижении цели
Варианты:
Занятие строим на одном литературном произведении. («Русалочка»)
Занятие строим на встрече с одним из персонажей литературного произведения, например “Доктор Айболит закаляться нам велит!” От лица данного персонажа организуется вся двигательная деятельность. Занятие может быть сюжетно – игровым или просто обучающим.
“В гостях у литературных героев”. Во время двигательной деятельности дети “случайно” находят заранее спрятанные предметы из знакомых литературных произведений, например “ золотой ключик“.
Занятие построено на встрече с героями из разных сказок (например, “Путешествие в страну сказок”).
На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой (например, Буратино или Русалочка).
Методические рекомендации: Используемые литературные произведения и сказки должны быть знакомы детям и доступны их восприятию.
Круговая тренировка
Метод круговой тренировки развивает у детей моторную память, творческое мышление, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.
При таком методе
Подбираются разнообразные снаряды или предметы для выполнения однотипных движений, например, ракушки, тоннели,, бусы, сокровища - для обучения ныряния; например:скольжение с нудлом, с мячом
Движения выполняются по карточкам. Дети переходят от станции к станции и смотрят по карточке, что им предстоит выполнить. (для совершениствования того или иного плавательного навыка)
Нетрадиционные средства обучения: аквааэробика; обучение элементам синхронного плавания; упражнения релаксации, упражнения-имитации, игровые упражнения с использованием вспомогательного оборудования;
С помощью «Аквакубика» выбираются игры и упражнения, для освоения различных упражнений. Содержание кубика может отражать разные игровые задачи. Раскрутив волшебный кубик, выбирается картинка. Например, выпала картинка с изображением морской звезды, дети выполняют упражнение «Морская звезда» и т. д. Также выбираются игры, в которые дети будут играть.
Украшением открытых мероприятий, развлечений, спортивных праздников на воде считаю аквааэробику и использование элементов синхронного плавания.
С детьми старшего и подготовительного возраста, которые уже освоили основные элементы плавания можно смело разнообразить занятия упражнениями из цикла «Рисунки на воде». Мы учимся выполнять композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статического плавания (умение неподвижно лежать на воде) синхронно под музыку. Упражнения позволяют детям закрепить и совершенствовать приобретенные навыки, повышают интерес, дают возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество, так как многие упражнения и композиции создаются вместе.
Аквааэробика – дети выполняют физические упражнения в воде под музыку. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. В комплекс аквааэробики можно включать небольшие синхронные упражнения.
Тематика комплексов аквааэробики разнообразна. Планируя конспект, подбирается соответствующий комплекс и музыкальный репертуар. Если тема конспекта «Путешествие в подводный мир» и детей ждет встреча с подводными жителями, целесообразно взять комплекс аквааэробики по теме. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, нудлы, обручи, гантели.
Вывод:
Благодаря игровым заданиям дети приобретают разнообразные умения, которые позволяют им чувствовать себя уверенно и в физическом и эмоциональном отношении. Ребенок осознает свою успешность от занятия к занятию («Вчера ты не умел проплыть до маленькой рыбки, сегодня доплыл до средней, а в следующий раз он постараешься доплыть до большой рыбки»). Предвосхищая будущий результат, дается оценка умениям ребенка («Сегодня ты уже смелее ложился на спинку, скоро научишься скользить как рыбка») Чем увлекательнее и занимательнее игровые приемы, тем интереснее и насыщеннее страна детства.
Наши наблюдения показали, что при использовании игровых приемов создается положительный эмоциональный фон, это способствует более успешному усвоению упражнений. Задания игрового характера позволяют повысить эффективность обучения плаванию детей.