Папки-передвижки

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

ирина аверина
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

Темочки:

Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.

Мое внимание привлекли «Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.

А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.

Цель- обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Задачи:

1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;

3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

5. Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

6. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

7. Способствовать повышению поисковой активности.

8. Воспитывать чувства эмпатии: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит ребенка с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Карты Проппа я использую еще при чтении сказки. Выкладывалю подходящие картинки в ряд. На этапе ознакомления детей с картами я сделала их яркими и красочными. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали и обсуждали их в свободное время. Так же использовались игры с картами, такие как:

• Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

• Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

• Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

• Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

• Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

На втором этапе работы так как сказки более объёмные, и выкладывание картинок станет проблематичным, мы с детьми будем создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводятся постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции, с помощью данного приема детям легко запомнить последовательность действий, потому, что дети являются активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждается и рисуется в присутствии детей, теперь это не красочные картинки, а схематические изображения.

На третьем этапе планируется применять карты Проппа не только для пересказа сказок, но и для самостоятельного сочинения сказки. Придумывать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, давать им характеристику, строить свой, интересный сюжет.

Публикации по теме:

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Презентация «Мастер-класс для педагогов на тему «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» «Мастер – класс для педагогов»Тема: «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» Среди всех видов связной монологической.

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа» Форма: НОД Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Задачи: Образовательные 1. Закрепить знания о строении сказок,.

Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возрастаКонспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Югова Татьяна Николаевна Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать эстетическому развитию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Квест как инновационная форма обучения детей старшего дошкольного возраста Квест как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние несколько лет все более и более.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Консультация для воспитателей «Карты Проппа» Выступление на методическом объединении. Тема: «Карты Проппа». Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 17:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем ирина аверина (УИ 207225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД