ирина аверина
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.
Темочки:
- Карты Проппа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.
Мое внимание привлекли «Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.
А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.
Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.
Цель- обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.
Задачи:
1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;
3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;
4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
5. Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.
6. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
7. Способствовать повышению поисковой активности.
8. Воспитывать чувства эмпатии: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.
Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит ребенка с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.
Карты Проппа я использую еще при чтении сказки. Выкладывалю подходящие картинки в ряд. На этапе ознакомления детей с картами я сделала их яркими и красочными. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали и обсуждали их в свободное время. Так же использовались игры с картами, такие как:
• Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
• Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
• Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
• Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
• Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).
На втором этапе работы так как сказки более объёмные, и выкладывание картинок станет проблематичным, мы с детьми будем создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводятся постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции, с помощью данного приема детям легко запомнить последовательность действий, потому, что дети являются активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждается и рисуется в присутствии детей, теперь это не красочные картинки, а схематические изображения.
На третьем этапе планируется применять карты Проппа не только для пересказа сказок, но и для самостоятельного сочинения сказки. Придумывать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, давать им характеристику, строить свой, интересный сюжет.