Ольга Биричева
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента
Актуальность :
В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Реализация национально – регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, об истории края, о жизни и культуре русского народа.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредствам национально-регионального компонента» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям ВОЗМОЖНОСТИ заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства, способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом детского творчества.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
• Расширить знания о народных промыслах
• Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
• Воспитание у детей патриотических чувств.
Задачи: Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Повысить собственный уровень знаний путем:
-Изучения методической литературы
-Самообразования
-Разработать перспективный план работы с детьми.
-Выставка детских работ «Город мастеров» :
Практические выходы:
-Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «Художественно-эстетическое развитие в жизни ребенка»
Кружок «Волшебная мастерская»
Участие в конкурсах
- Отчет о проделанной работе за учебный год
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми старшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня художественно-эстетического развития у детей учитываются их успехи в деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети осваивают декоративно-прикладное искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус.
II этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития творческих способностей каждого ребенка.
III этап – этап художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения в декоративно-прикладном искусстве.
Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.
Организация художественно-эстетической деятельности вызывает познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
Таким образом, развитие творческих способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате художественно-эстетической деятельности, значительно повышает восприимчивость к художественным произведениям, к элементам их художественной формы.
, Формы работы:
- художественно-эстетическая деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно-образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности: традиционные художественные произведения народного и декоративно-прикладного искусства; творчество детей в изготовлении различных предметов.
Перспективное планирование
месяц С детьми С педагогами С родителями
сентябрь Изучение методической литературы по теме самообразования
Изучение интернет-ресурсов методом самообразования
Подбор дидактического и наглядного материала
Консультация "Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников"
октябрь Ознакомление с материалы и инструментами, необходимыми для работы.
Правила безопасности.
Занятие начинается с беседы об изделиях народных мастеров, представление о разновидностей орнамента, узоров и тд. Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
ноябрь Природный материал Беседа «Знакомство с природным и бросовым материалом. Изучение природного материала Музыкальный праздник
«Веселая ярмарка» Консультация
«Поделки из природного материала»
«Осенний пейзаж»
(Аппликация из сухих листьев)
«Познакомить с техникой выполнения аппликации из сухих листьев, обратить внимание на хрупкость материала, аккуратность при работе с ним. Выставка детских работ «Осенняя сказка»
декабрь
Обьемная пластика
Познакомить детей со свойствами
пластилина, глины
Горячие картины (изразцы из глины) «Мечтаем о лете»
Расширить представления детей о виде гончарного искусства, как изразцы, Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки. Оформление информационно-наглядного материала
январь Лоскутная пластика (ткань)
Познакомить детей с техникой лоскутная пластика (ткань). Консультация
Разноцветные лоскутки — аппликация из ткани»
Русская матрешка
Познакомить знакомить детей с традиционными народными промыслами. Вызвать интерес к оформлению матрешки «аппликация из ткани» Лэпбук
«Народная игрушка и роспись»
Сказочный батик (роспись по ткани)
Познакомить детей с техникой декоративного оформления ткани.
февраль Художественная роспись по дереву Познакомить детей с техникой росписи по дереву.
Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома»
Доски не простые –веселые,расписные.
Расширить представление о городецких изделиях. Познакомить со спецификой оформления расписных досок по мотивам городецкой росписи.
Народные промыслы России
Познакомить детей с народными промыслами русских мастеров.
март Гжель,урало-сибирская, хохлома –роспись тарелочек
Расширять знания детей о видах росписи. Выставка детских работ
апрель Подносы из Жостово
Расширить знания детей о элементах росписи на подносах. (пластилинография) Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития детей дошкольного возраста»
Дымковская лошадка
Цель:Воспитывать интерес к изготовлению русских народных дымковских игрушек, развивать эстетический вкус, уважение к труду народных умельцев. Выставка детских работ
Май Знакомство с техникой изонить.
формирование представлений о технике изонити как способе изображения предметов, явлений. Консультация
«Изонить»
Изонить «Цветы»
Формировать умение работать по образцу, выполняя пошаговые действия в технике «Изонить» Выставка работ детей
Итоговая выставка работ «Город мастеров»
Подводя результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам: в детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Художественно-эстетическое развитие оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над рисунком,аппликацией, поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов родного края, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника : игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную
Список литературы :
1.«Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой, Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г
2.«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдова.
3 «Пластилинография»» Г. Н. Давыдова
4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
5. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.
6. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2009 г.
7. Лыкова И. А. парциальная программа «Умные пальчики» Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2016 г.
8. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Альбом «Лепка в детском саду. Особенности лепки в детском саду». Изд. Просвещение, 2012 г.
9. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Спб. 2004.
10. Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.