Индяева Ксения
Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры» размещена в разделах
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В. И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы,
- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха,
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике.
Я, как воспитатель, решила обратиться к русской народной культуре, как средству художественно-эстетического развития дошкольников. Это направление в моей работе является приоритетным.
Почему я выбрала русскую народную культуру? В первую очередь потому, что русская культура – это кладезь мудрости и опыта, красоты слова и музыки, неповторимости мастерства, величайшего трудолюбия. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.
Я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила перед собой цель: разработать систему педагогических условий для художественно- эстетическогоразвития детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Для этого перед собой поставила следующие задачи:
• знакомить детей с наследием русской народной культуры;
• воспитывать интерес и любовь кнародному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
• развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников;
• создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;
• привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Месяц Название Содержание
Сентябрь 1. «Что нам осень принесла?»
Познакомить детей с произведениями пейзажной живописи. Развивать художественное восприятие детей при рассматривании картин, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы. Обогащать словарный запас. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества. Воспитывать уважение к труду взрослых.
2. «Оспожинки. Осенняя ярмарка» Познакомить с праздником урожая – Оспожинки, традициями проведения осенней ярмарки. Развивать интерес к миру словесного и художественного искусства. Расширять словарь. Развивать самостоятельное детское творчество. Воспитывать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.
Октябрь 1. «Покров» Познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с первыми посиделками, традициями проведения Покровских ярмарок. Способствовать пониманию ритмического склада речи, выразительности интонации. Воспитывать интерес к культурно-историческому наследию русского народа.
2. «Русская изба» Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Развивать интерес к ручному труду.
Ноябрь 1. «Милости просим чайку откушать да песенку послушать»
Познакомить детей с традицией чаепития из самовара. Уточнить представление о традиции русского гостеприимства, о традиции культурного времяпровождения. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству. Воспитывать любовь к традициям родного народа.
2. «Кузьминки» Познакомить детей м праздником «Кузьминки», традициями его проведения; со старинными видами русского народного творчества- резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца. Развивать умение понимать специфику скульптуры как искусства создавать объёмные образы (человека, животных, сказочных персонажей, характерные особенности росписи и резьбы Городца. Воспитывать уважение к труду взрослых, их мастерству; гордость за достижеия- произведения декоративно-прикладного искусства. Воспитывать желание быть трудолюбивыми, тарпеливыми, самостоятельными.
Декабрь «Старинная русская одежда» Дать детям представление о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе.
Январь «Зимние святки»
Дать детям представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении. Обогащать словарный запас. Воспитывать гостеприимство, доброжелательность.
«Балалаечка играет, балалаечка поёт»
Познакомить детей с народными деревянными музыкальными инструментами-балалайкой, трещоткой, ложкой. Учить определять инструмент по звучанию. Развивать интерес к звучанию и значению слов. Воспитывать основы музыкальной культуры, фольклорному творчеству.
Февраль 1. «Волшебные спицы» Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья).
2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей. Проводы зимы. Разучивание песенки «Блины».
Март 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме.
2. «Русская
матрешка» Знакомство с русской народной игрушкой -
матрешкой, развивать способность воспринимать
художественные образы, развивать музыкальное
творчество, упражнять в проговаривании
скороговорок.
Апрель 1. «Русская свистулька»
Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.
2. «Светлая Пасха» Познакомить детей с праздником Пасхи, традициями, пасхальными играми и развлечениями. Развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность общения с прекрасным в окружающем мире. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к народным традициям.
Май «Никто не забыт и ничто ни забыто» Расширить знания детей о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций.