Папки-передвижки

Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры

Индяева Ксения
Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры» размещена в разделах

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В. И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы,

- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха,

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,

- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике.

Я, как воспитатель, решила обратиться к русской народной культуре, как средству художественно-эстетического развития дошкольников. Это направление в моей работе является приоритетным.

Почему я выбрала русскую народную культуру? В первую очередь потому, что русская культура – это кладезь мудрости и опыта, красоты слова и музыки, неповторимости мастерства, величайшего трудолюбия. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.

Я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила перед собой цель: разработать систему педагогических условий для художественно- эстетическогоразвития детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Для этого перед собой поставила следующие задачи:

• знакомить детей с наследием русской народной культуры;

• воспитывать интерес и любовь кнародному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников;

• создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;

• привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Месяц Название Содержание

Сентябрь 1. «Что нам осень принесла?»

Познакомить детей с произведениями пейзажной живописи. Развивать художественное восприятие детей при рассматривании картин, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы. Обогащать словарный запас. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества. Воспитывать уважение к труду взрослых.

2. «Оспожинки. Осенняя ярмарка» Познакомить с праздником урожая – Оспожинки, традициями проведения осенней ярмарки. Развивать интерес к миру словесного и художественного искусства. Расширять словарь. Развивать самостоятельное детское творчество. Воспитывать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Октябрь 1. «Покров» Познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с первыми посиделками, традициями проведения Покровских ярмарок. Способствовать пониманию ритмического склада речи, выразительности интонации. Воспитывать интерес к культурно-историческому наследию русского народа.

2. «Русская изба» Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Развивать интерес к ручному труду.

Ноябрь 1. «Милости просим чайку откушать да песенку послушать»

Познакомить детей с традицией чаепития из самовара. Уточнить представление о традиции русского гостеприимства, о традиции культурного времяпровождения. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству. Воспитывать любовь к традициям родного народа.

2. «Кузьминки» Познакомить детей м праздником «Кузьминки», традициями его проведения; со старинными видами русского народного творчества- резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца. Развивать умение понимать специфику скульптуры как искусства создавать объёмные образы (человека, животных, сказочных персонажей, характерные особенности росписи и резьбы Городца. Воспитывать уважение к труду взрослых, их мастерству; гордость за достижеия- произведения декоративно-прикладного искусства. Воспитывать желание быть трудолюбивыми, тарпеливыми, самостоятельными.

Декабрь «Старинная русская одежда» Дать детям представление о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе.

Январь «Зимние святки»

Дать детям представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении. Обогащать словарный запас. Воспитывать гостеприимство, доброжелательность.

«Балалаечка играет, балалаечка поёт»

Познакомить детей с народными деревянными музыкальными инструментами-балалайкой, трещоткой, ложкой. Учить определять инструмент по звучанию. Развивать интерес к звучанию и значению слов. Воспитывать основы музыкальной культуры, фольклорному творчеству.

Февраль 1. «Волшебные спицы» Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья).

2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей. Проводы зимы. Разучивание песенки «Блины».

Март 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2. «Русская

матрешка» Знакомство с русской народной игрушкой -

матрешкой, развивать способность воспринимать

художественные образы, развивать музыкальное

творчество, упражнять в проговаривании

скороговорок.

Апрель 1. «Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

2. «Светлая Пасха» Познакомить детей с праздником Пасхи, традициями, пасхальными играми и развлечениями. Развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность общения с прекрасным в окружающем мире. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к народным традициям.

Май «Никто не забыт и ничто ни забыто» Расширить знания детей о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками выполнения изображений Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда,.

Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры «Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые.

Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Детский фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры! В последние годы в российской системе.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме»Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме» Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация "Рыбки в аквариуме" (подготовительная к школе группа). В соответствии.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства Мы можем смотреть прекрасную картину, любоваться статуей, восхищаться гениальным творением зодчего. Но конечная цель общения с произведениями.

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Игра брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции.

НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Испечём мы пряники» Тема: «Испечём мы пряники». Цель: развитие речи посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи: - познакомить.

Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе приобщения дошкольников 4–5 лет к истокам русской народной культуры Тема опыта - Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе приобщения дошкольников 4-5 лет к истокам русской народной культуры через.

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководительк. п. н. старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры
Опубликовано: 2 марта 2019 в 19:04
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Индяева Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД