Наталья Волкова
Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие собственного инновационного педагогического опыта
«Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников»
Слышишь песенку ручья?
Это –Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
М. Плецковский
Актуальность и перспектива опыта
Проблема патриотического воспитания дошкольников – это основа формирования будущего гражданина, относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной
работы.
Публикация «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
Одним из важных аспектов приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе, селе, своем государстве, чувстве долга и ответственности за происходящее.
Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач педагогов.
Я считаю, что тема моего инновационного опыта очень актуальна на сегодняшний день
Рассматривая патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном возрасте научить быть привязанным к чему – то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживать вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой, природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Условия формирования ведущей педагогической идеи и опыта.
Ведущая педагогическая идея проводимой работы - это формирование патриотических чувств дошкольников в поликультурном воспитание, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, формирование осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе.
Реализация этой идеи потребовала создания определё нной системы работы:
- расширение и уточнение, систематизирование представлений детей о растительном и животном мире природы родного края;
- овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем;
- воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;
- развивитие интереса к родному краю, формирование у детей элементарных представлений о том, что мы живем в Республике Мордовия;
- уточнение знаний детей о природе, реках, озерах, растениях, об образе жизни животных нашего края;
- знакомство с картой России, Мордовии, Лямбирского района;
- формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного села Лямбирь;
- закрепление умений передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
- развитие у детей эмоционального состояния, гордости за родные места, желания украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих, закрепить умение правильно вести себя в природе;
- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Наличие теоретической базы опыта
Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:
1. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 4. 2011. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986
4. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. :«Детство-пресс»; 2002.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М. : Просвещение, 1993.
6. Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с. 12-15
7. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.
8. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.
9. Иванова, Н. Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Найбауэр, О. А, Соломенниковой. – М. :РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – с. 132-140
Технологии опыта.
Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, на желании участвовать в их сравнении и приумножении, на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.
Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) который позволяет:
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;
- создавать благоприятные условия для самовыражения.
Принцип научности и доступности понятий:
на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.
Итак, свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:
- воспитательный характер обучения;
- построение материала от простого к сложному;
- доступность;
- разнообразие материала;
- систематичность;
- совместная деятельность;
- активность.
Анализ результативности.
Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников» способствует привитию любви к родному краю, формированию элементарных представлений о природе родного края. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, детскому саду; испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережнее относятся к ней.
Родители больше проявляют интерес к патриотическому воспитанию детей, любви к природе родного края, принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий, заниматься педагогическим самообразованием.
Верно сказал Л. А. Владимирский: «То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить»
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы по теме: «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников» размещен
- на сайте ДОУ; -на сайте муниципального Лямбирского района; на личном сайте в NS portal. ru; на сайте МААМ. ru. Он будет полезен воспитателям и родителям для работы с детьми дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:
- беседы с детьми в совместной деятельности, наблюдения
- занятия(«Мой дом, моя семья – это Родина моя», «Мы – будущие олимпийцы», «Животный мир нашего края», «Заповедники Мордовии», «Лучше нет родного края», «Люблю тебя мой край родной» и другие);
- чтение художественной литературы (Т. Тимохина «Как зима Степку лечила», А. Ежов «Моя Родина», Г. Тукай «Туган тел», И. Суриков «Вот моя деревня» и др.);
- рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий;
- дидактические игры и упражнения;
- экскурсии.
Организую выставки рисунков и поделок детей нашей группы («Белая береза», «Первоцветы», «Веселое лето», «Вот такая осень», «Деревья у озера»). Наиболее удачные работы отправляем на интернет-конкурсы.
Большое внимание уделяю настольным и дидактическим играм, так как именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер («Собери картинку», «Времена года», «Посели в домик», «Моя семья», «Когда это бывает?» и др.).
Постоянно разучиваю и провожу народные игры на прогулке: ( мордовские игры: «В ключи» - «Панжомнесэ», «В курочек» -«Сараскесэ», «Круговой»-«Мячень кунсема», «Раю – раю»; татарские народные игры: «Спутанные кони» - «Тышаулы атлар», «Угадай и догони» - «Читанме, бузме», «Продаём горшки» - «Чулмак уены» и др.).
Вместе с родителями проводим развлечения, досуги («День весеннего равноденствия», «Путешествуем с Бабой Ягой», праздник «Русская береза», «Папа, мама, я – дружная семья».