Лариса Шилова
Художественно-эстетическое развитие детей. Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений?
Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается своей оригинальностью. Изображение в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники изображения учат детей выражать задуманное свободно, без всяких ограничений.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей, Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, а всё необычное привлекает детей, заинтересовывает их. Занятия с использованием нетрадиционных технологий изображения предоставляют возможность экспериментировать, расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Самыми простыми из многих способов нетрадиционной техники рисования являются рисование пальчиками и ладошками. Эти техники можно использовать уже с детьми от двух лет. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Рисование пальчиками и ладошками, развивая мелкую моторику, способствуют развитию и речевых навыков детей. Суть заключается в поочередном обмакивании пальцев в гуашевой краске. Можно использовать только один цвет (например, рисуем ягодки, следы на дорожке, снежинки т. д.) и рисовать только одним пальцем периодически обмакивая в краску только подушечку пальца. «Ладоневая живопись» выполняется аналогично, только обмакивать нужно целую ладонь в тарелочку с жидкой краской. Маленьким детям следует наливать краску не в тарелку, а пропитывать ею тонкий поролон, помещенный в тарелку. Так можно избежать разливания краски, переворачивания ёмкости, ненужной игры с краской.
Техника «тычка» (рисование жёсткой полусухой кистью).
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей, достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку, опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться чёткий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. При работе кисть в воду не опускаем.
Монотипия (от греческого «monos» - один, «typos» - отпечаток). Эта техника доступна детям с 3 лет. Она отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист бумаги складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист бумаги складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.
Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. Если сложить листок бумаги пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Раздувание краски. Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Набрызг. Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-координационных движений, поэтому лучше предлагать её детям старшего дошкольного возраста. Его суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.
Так можно изобразить звёздное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.
Оттиск смятой бумагой. Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист.
Печатание листьями. Листья с различных деревьев покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток
Рисование мыльной пеной. Технология используется в старшем дошкольном возрасте – с детьми 5-6 лет. Для занятий потребуются: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко, шампунь, трубочка для коктейля, бумага. В ёмкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать, опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
Рисование на мокрой бумаге. Бумагу увлажняют при помощи воды, затем наносят кистью задуманный рисунок. Образуется загадочный размытый вид рисунка.
Фотокопия. Одной из нетрадиционных техник рисования с детьми является «фотокопия». Она подходит даже для малышей. При создании «маленьких шедевров» используется воск. Основной рисунок исполняется белым восковым мелком, свечой или же кусочком сухого мыла. А затем все покрывается акварелью. И что же происходит? То, что было нарисовано воском, не закрашивается, а проступает поверх цветного фона. Поэтому технику и назвали фотокопией, ведь рисунок проявляется на поверхности, так же, как и становится заметным изображение при проявлении фотопленки.
Граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Для занятий граттажем необходимо специальным образом подготовить лист бумаги. Для этого покрываем воском и черной краской лист раскрашенной в разные цвета плотной бумаги. Ну а потом самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Рисование нитью. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты.
Рисование пластилином. Основной используемый материал — это пластилин.
Существует несколько видов рисования пластилином : рисование жгутиками из пластилина, рисование шариками из пластилина, пластилиновая живопись. Все зависит только от фантазии
Рисование пластилином сочетает в себе лепку и аппликацию. В результате получается полу объёмная лепная картинка.
Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, универсальность их использования. Технология их выполнения интересна, доступна и привлекательна для детей.